Нравственно духовное развитие дошкольника через речь. Духовное и нравственное воспитание ребенка на занятиях развития речи. Муниципальное автономное дошкольное

Обобщение опыта «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу»

Введение
1. Теория
2. Обобщение опыта
3. Вывод
Заключение

Введение
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В.А.Сухомлинский.

Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными
нормами поведения в процессе различной деятельности.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием. Это Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др.- они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним.
В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживания радости, а потом уже сопереживание горя.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е.А.Аркин, причем подчеркивал, что ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. Дети часто смеются без повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили его душевное состояние, разделили его радость.
На развитие у ребенка представлений о морали, нравственном поведении оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной
кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. Воспитывая у ребенка сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен, прежде всего, сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, а затем непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться.
Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В настоящее время начался процесс возвращения забытых имен выдающихся русских педагогов - ученых и учителей. Современный педагогический опыт и специальные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это предполагалось до сих пор. Нравственные качества личности начинают складываться очень рано, уже в первые годы жизни. От того, как будет воспитан маленький ребенок в нравственном отношении, во многом зависит его будущее, его взаимоотношения с окружающими людьми, выполнение им своих обязанностей перед обществом и государством. Вопросам воспитания детей
в духе коммунистической морали советская дошкольная педагогика всегда
уделяла большое внимание. Громадный вклад в разработку этих проблем
внесли Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.

Процесс формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника является значительно более сложным по своему составу и зависит от значительно более широкого круга условий, чем ход усвоения каких-либо частных умений или знаний. Здесь перед воспитателем ставятся задачи управлять глубинными процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены. Для успешного решения этих задач необходимо усилить научную работу в области нравственного воспитания детей, организовать углубленные педагогические, психологические и этические исследования.

Обобщение опыта.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино Горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе.
На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила как-то помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий.
Поэтому целью моей работы в нравственном воспитании детей является воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Планируя работу по «Нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу ставила перед собой следующие задачи:
1. Воспитательные
1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
2. Приобщить детей к истокам народной культуры.
3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
4. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
2. Развивающие.
1. Содействовать развитию речи детей.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
3. Обучающие.
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Знакомить детей с художественной литературой.
3. Расширять представления об окружающем мире.
4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
В начале учебного года провела педагогическую диагностику детей по всем образовательным областям, особое внимание уделила к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Нами была выбрана методика Космачевой Натальи Владимировны.
Методика представляет собой описание показателей и критериев формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Когнитивный уровень выявляется путем проведения беседы с детьми о таких ценностях, как доброта - злоба, честность - лживость, справедливость, жадность - щедрость, трудолюбие - лень. Эмотивный и поведенческий уровни выявляются путем целенаправленного наблюдения за эмоциональными и поведенческими проявлениями детей.
По итогам педагогической диагностики детей на начало учебного года 18,5% детей имеют высокий уровень освоения программы, 33,3% - средний уровень, 48,2% детей – низкий уровень.
Исходя из этого, наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями. Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).
При реализации перспективного плана важными методами считаю использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера.
Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и т.п.
Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо.
Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и т.д.
При подготовке к беседе и её проведении учитываю следующие требования:
- содержание должно быть интересным для детей, близким их опыту;
- дети должны иметь возможность не только отвечать, но и задавать вопросы, высказывать свое мнение;
- после беседы создавать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами детей.
Я широко используем примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований:
- приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него.
При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев.
Во время беседы с детьми после прослушивания литературного произведения Артюховой «Трудный вечер», обратила внимание не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботливость.
Для реализации цели деятельности использую стихи Е. Благининой «Посидим в тишине». В беседе с детьми подтверждаем проявление заботы дочери об уставшей маме.
Для воспитания сочувствия к старшим, ко всему живому (растительному и животному миру), к игрушкам и разным предметам использую достаточное количество разнообразных произведений художественной литературы, перечень которых отражён в перспективном плане. Приложение № 1. Перспективный план.
Обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик семицветик», обращаю внимание детей на то, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Детей подводила к выводу: делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.
Включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др. В образовательной деятельности используем такие игры и упражнения:
- направленные на развитие способностей детей познать себя и других людей («Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т.п.);
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Мы артисты», «Маски» и т.п.);
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай, кто я», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т.п.);
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Молчанка», «Подари цветок», игра интонациями и т.п.);
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть» и т.п.).
Использую воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.
Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества, обеспечиваю благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оцениваем работы детей с позиции пользы для другого, разделяем с детьми ощущение счастья.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
- анкетирование «Нравственное воспитание дошкольников»;
- групповое собрание;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ»;
- выставки книг;
- провела открытое занятие с участием родителей;
- папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»;
- полезные советы;
В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.
Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде.
Во- первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
В- третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
В течение года систематически читала русские народные сказки такие как «Крылатый, мохнатый, да масленый», В. Маяковского «Кем быть?», рассказоы Б. Житкова «На льдине», Б. Гладкова «Обвал», Н. Носова, В. И. Воробьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого, В. Одоевского «Мороз Иванович», К. Д. Ушинского, Е. Пришвина, Воронковой, пословицы о дружбе, о труде. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Вывод
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень детей. На конец учебного года 51,9 % детей имеют высокий уровень освоения программы, 29,6 % - средний уровень, 18,5 % детей – низкий уровень.
К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), пересказать текст, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).
Заключение:
Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИИ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида »

«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ШИХОВА Н. Ю.

Программные задачи:

Формировать умение детей определять по схематическому изображению глаз настроение людей.

Развивать диалогическую форму речи, стимулируя собственныевысказывания детей, являющиеся основой познавательного общения;формировать умение согласовывать прилагательные ссуществительными в роде, числе, падеже.

Расширять знания детей о пользе и вреде здоровью.

Закреплять знания о возрастных и половых особенностях во внешнемоблике человека.

Воспитывать интерес к собственной личности.

Материал: кукла, ширма, телефон, микрофон, мольберт, фломастеры (2 упаковки). Запись на магнитофоне: «Внимание! Розыск!».

Ход занятия:

Звучит звукозапись: «Внимание! Разыскивается мальчик! Особые приметы: волосы рыжие, глаза голубые. Одет:в красную рубашку в горошек, синие штанишки. Просьба нашедшего или того, кто его видел, позвонить по телефону: 2-5-5, повторяем телефон 2-5-5.»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, среди нас нет такого? (дети рассматривают и сравнивают). (Воспитатель обращает внимание на куклу). – Так вот же он, посмотрите, похож он на того, кого разыскивают? (рассуждения детей)

Воспитатель обращается к кукле.

Восп.: Ты потерялся?

Кузя: Нет, я просто пришел к вам в гости. Здравствуйте! (дети здороваются)

Восп.: Как тебя зовут?

Кузя: Меня зовут Кузя. А вас?

Восп.: Меня зовут Наталья Юрьевна.

Кузя: Очень приятно.

Восп.: А с ребятами ты хочешь познакомиться?

Восп.: Как тебя зовут? (спрашивает несколько детей)

Кузя: Вы все такие одинаковые, что я не могу вас отличить и запомнить.

Восп.: Нет, Кузя, ты ошибаешься, все люди разные и мы тебе сейчас

докажем. Ребята, давайте поиграем в игру: «Мы разные»

(дети встают, воспитатель называет ребенка). Посмотри и скажи, кто из ребят

самый высокий, самый низкий.

У кого светлые волосы (шаг вперед).

У кого темные волосы? (2 шага вперед)

У кого на голове есть резиночки? (поднять руки)-У кого на одежде пуговицы? (руки вперед)

У кого в одежде есть красный цвет (сядьте на стульчики).

Восп.: Теперь, Кузя, ты видишь, что у каждого человека в наличии есть что-то такое, чего нет у других. Кузя: Да, конечно!

Восп.: Поэтому все люди разные. А ты знаешь, чем люди похожи между собой? Кузя: Нет!

Восп.: А вы, ребята, знаете? (ноги, руки, лицо и т. д.) Но если приглядеться, то и эти части тела отличаются друг от друга разными признаками. Например, цвет глаз. Какого цвета бывают глаза? (ответы детей: голубого, зеленого, коричневого). Коричневые глаза называют карими. – Правильно, глаза бывают не только разного цвета, но и выражают настроение (на доске карточка). – Посмотрите на доску, что это? (дети: глаза)

Посмотрите на первую пару глаз (вторую и т. д.). Какое настроение они передают?

Дети: грустное, веселое, злое, удивленное.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, когда мы смотрим, друг другу в глаза, то можем увидеть, что человек устал, радуется, печалится.

Восп.: А почему мы плачем?

Кузя: Я знаю, когда мне больно, я плачу.

Восп.: А еще когда?

Дети: печально, больно, радостно и др.

Восп.: Бывают слезы радости и слезы печали. Когда человек плачет, это

хорошо или плохо? (предположения детей)

Восп.: Это хорошо, ведь слезы очищают глаза!

А что может повредить зрению?

Дети высказывают свои предположения.

Кузя: Как интересно, надо все запомнить! А я вот знаю интересное

стихотворение.

Шлеп, шлеп на лужайке

Они не видят ничего!

Восп.: Ой, какое интересное стихотворение! Давайте мы его повторим.

(Дети встают на ноги, имитируют движения в соответствии со

стихотворением).

Восп.: Кстати, носы у людей, Кузя тоже разные. Посмотрите.

(Обращает внимание на схематическое изображение на доске).

Какие бывают по форме носы?

Дети: длинные, короткие, острые, с горбинкой, курносые.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, для чего нужен нос?

Кузя: Чтобы держать очки.

Восп.: Ребята, а вы знаете?

(ответы детей)

Восп.: Правильно, для определения запаха, вдыхания воздуха и

немаловажную роль играет в общении друг с другом.

А какой нос у зазнайки в Кузином стихотворении?

(ответы детей)

Почему плохо задирать нос?

Кузя, а ты знаешь, что необходимо иметь в кармане, чтобы нос был всегда

Кузя: Нет.

Дети: носовой платок.

Восп.: Ребята, а какие еще части лица вы можете назвать?

(предлагается игра: «Нарисуй портрет»: 2 команды, одна рисует мальчика,

другая – девочку. По команде воспитателя: 1-й – нос, 2-й – глаза и т. д.).

Восп.: Кузя, а ты проверяй.

Давайте дадим им имена.

Кузя: Можно я их назову? (дает имена)

Восп.: В нашей группе тоже есть мальчики и девочки.

Кузя: Я бы хотел поближе познакомиться с ребятами, можно мне у них взять

интервью?

Восп.: (берет на руки куклу с микрофоном) Давай, Кузя, задавай вопросы, а

ребята будут отвечать.

Ты мальчик или девочка?

Тебе сколько лет?

На кого ты похож (а)?

Ты внучка или внук?

А чья ты внучка?

Как тебя будут называть, когда ты вырастишь?

А тебя? (2-3 ребенка).

Что ты будешь делать, если нет рядом друга?

Кузя: Я так хочу иметь друзей. Можно я буду вашим другом.

Восп.: Ребята, мы так заигрались с Кузей, что забыли, ведь его кто-то ищет.

Вы помните номер телефона? Давайте позвоним (звонит ребенок).

Кузя благодарит ребят за то, что он много узнал от них.

Восп.: А ты приходи к нам в гости еще, но только пусть тебя приведет мама

Васильева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 368" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Если ваш ребенок плохо говорит"
Дата публикации: 07.09.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 368» г. Перми

Духовно-нравственное воспитание

дошкольников с нарушениями речи в

условиях логопункта
(выступление на краевой конференции по духовно- нравственному воспитанию по теме: «Духовно- нравственное воспитание детей и их родителей. Проблемы и пути их решения») Подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 368» г. Перми Васильева Татьяна Анатольевна Пермь, 27 июня 2016 г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с

нарушениями речи в условиях логопункта
Уважаемые, коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи в условиях логопункта детского сада Дорогие коллеги, друзья! Мы сегодня все понимаем, Что без нравственности и духовности Кого мы сейчас воспитаем? Сейчас опасность в обществе нависла: Не экономика разваливается – нет. Агрессия, жестокость в нас проникла – И справедливости, великодушью места нет. Чтоб жизнь улучшилась в стране – Нам надо нравственность поднять И возродить духовные основы. А, значит, христианские традиции вернуть опять, И ценности культуры за основу. На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольный возраст
– важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Поэтому
в этом возрасте ребенку необходимо закладывать основы системы духовно- нравственных ценностей. Однако не стоит рассчитывать на то, что нравственность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий. Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности. Кому как не им - детям с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения со стороны нормально развивающихся сверстников? Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. - это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности, болезненное переживание по поводу своего дефекта речи Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Это может привести к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи таких детей. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их. По данным, полученным в ходе обследования старших дошкольников выяснилось, что 25% испытуемых среди детей с нарушениями речи имеют не адекватные, болезненные проявления эмоций, и лишь 13% дошкольников с нормой развития имеют те же проявления. Дети с нарушениямиречи заостряют свое внимание не на положительных чувствах, вызванных при соблюдении какой-либо нормы, а на последствиях события, то есть ребенок судит о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения. Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в
единстве непосредственной и опосредованной образовательной деятельности детей. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи не ограничивается только занятиями. С детьми организуется систематическая работа в разнообразных формах: - логопедические занятия; - чтение художественной литературы; - краткосрочные образовательные практики; - беседы; - детско-родительские мероприятия в рамках работы детско-родительского клуба МАДОУ «Детский сад № 368» «Семья от А до Я». Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана предметно-развивающая среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом (иллюстрации, наборы открыток, тематические папки «Пермь», «Экскурсия по Перми», карта города, символика города, макеты детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области), страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и книги – раскраски, дидактические и сюжетно-ролевые игры), а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания). Для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения всегда готовится более подробный обширный наглядный материал. В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит: - воспитание патриотизма; - бережного отношения к природе; - коллективизма, дружбы, товарищества; - гуманного отношения к людям; культуры поведения; - сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; - правовое воспитание и тесно взаимосвязанные эстетическое, трудовое и экологическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й, в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи является средством коррекционно-развивающей работы: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи. Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», они знакомятся не только со значениям слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков. Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы «У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы». На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их
привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий. Кроме непосредственно логопедических занятий, мы проводим краткосрочные образовательные практики, в процессе которых знакомим детей с русскими традициями и обычаями: КОП «Сказочники», где дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Как звери человеку помогли»). Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является
приобщение

детей

родному языку, привитие любви к родной речи.
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. На логопедических занятиях ежедневно разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки. Дети дома с родителями повторяют разученные пословицы, поговорки, чистоговорки и разучивают новые. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.
Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники, которые проводятся в течение учебного года: «День победы», «День Защитников Отечества», «Масленница», «Рождество», «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам учим с детьми стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, так как они отражают национальные ценности нашего края, призывают к труду, добру, к красивым поступкам, нравственному поведению, в них отражаются традиции и обычаи русского народа. Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, мы используем нетрадиционные формы работы с родителями: мастер- классы, семинары-практикумы, тренинги на темы: «Борьба за чистоту речи», «Я у мамочки родился», «В гостях у сказки», «Использование в работе по нравственно- патриотическому воспитанию детей в детском саду воспитательного потенциала семьи », « Использование поэтических произведений в воспитании любви к родному краю», групповые и индивидуальные консультации - « Система взаимодействия семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания», « Требования современного общества к уровню развития ребёнка». В рамках клуба организуются речевые детско – родительские праздники «Праздник правильной речи», « Встречи с книжными героями», интеллектуальные игры для каждой возрастной группы «Маленькие знатоки», « В стране грамматики»; консультации для родителей: «Речевые нарушения и причины их возникновения», «Советы для родителей, имеющих детей с нарушениями речи», «Как развить слуховое восприятие у детей», «Мы учим детей рассказывать», «Воспитание и обучение ребенка с нарушениями речи». Радует тот факт, что количество заинтересованных родителей, участвующих в заседаниях клуба, возрастает. В рамках «Недели открытых
дверей» мы знакомим родителей с методикой ознакомления дошкольников с флорой и фауной Урала и средней полосы России. Итог нашей системной работы с детьми, имеющими речевые нарушения – дети самостоятельно научились рассказывать сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи о природе, играют в народные игры, приобщились к народному творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Дети больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. Дети научились построению развернутых высказываний, стали более уверенными в своих коммуникативных способностях, и как следствие – стали более активно общаться со сверстниками и взрослыми. Они стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху. Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком, и воспринимается им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.

Развитие личности ребенка неразрывно связано с его нравственным воспитанием.

Под нравственным воспитанием детей рассматривают процесс получения знаний о нравственности, обретения опыта нравственного поведения. Знакомясь с нормами морали, у дошкольника меняется отношение к окружающим. Он стает более доброжелательным и порядочным к взрослым и детям.

Нравственное воспитание — задачи

Основные задачи воспитания нравственности личности дошкольника — развитие нравственных чувств, обучение детей положительным навыкам, нравственному поведению, правильным поступкам.

Только целенаправленное и систематическое воспитание нравственности у детей поможет избегать ребенком плохих и злых поступков, не возникнут вредные привычки, препятствующие его личностному развитию.

Особенности воспитания нравственных чувств личности дошкольников

Нравственные чувства дошкольников развиваются во взаимосвязи с формированием представлений этики. Их развитие необходимо в дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем у дошкольника не возникало проблемы с адаптацией в обществе. Если ребенок не знает о том, что хорошо, и что плохо, то ему сложно общаться с окружающими людьми, он часто плачет, капризничает, негативно относится к взрослым и их требованиям.

Средства нравственного воспитания старших дошкольников

Развитие чувств нравственности личности дошкольника эффективно осуществляется посредством нравственных бесед, ситуаций, требующих от детей принять какое-то решение, что-то предпринять, справиться с затруднениями.

Беседы можно проводить по содержанию конкретных примеров из детских книг.

Характеристика нравственных чувств дошкольника

Когда ребенок общается со взрослыми и сверстниками, его нравственные чувства направлены на другого человека. Здесь можно отметить развитие таких чувств, как чуткость, внимательность. При этом развиваются не только умения ладить с людьми, но и понимание людей, эмоциональное сочувствие, симпатия.

Важная роль в воспитании нравственных чувств личности отводится использованию ситуаций, в которых дублируются взаимоотношения ребенка с другими детьми или взрослыми. Предлагаются варианты сцен, из которых необходимо выйти, максимально проявив нравственность.

Нравственное воспитание помогает ребенку приобрести нравственный опыт поведения в обществе людей. Ведь у него появляется необходимость принять одно правильное решение. При этом развитие личности ребенка обогащается за счет обретения ребенком волевых качеств, ведь нелегко принять правильное решение вопреки желанию поступать по-своему.

Влияние художественной литературы на развитие нравственности у дошкольников

Художественная литература раскрывает взору ребенка целый мир человеческих чувств. Художественные произведения вызывают у малыша интерес к поступкам героя, идет развитие его личности. Дети любят подражать главным героям книжек. Герои произведений учат детей сопереживать другим. У детей просыпаются нравственные чувства, среди которых доброта, отвержение несправедливости.

Народные сказки в процессе формирования нравственных чувств детей

Начинают работу по формированию детской личности, нравственности дошкольника с небольших произведений. Это могут быть песни, потешки. Далее используют народные сказки. Сказки являются самым распространенным и богатым жанром устного народного творчества.

Дети очень любят слушать сказки. Даже взрослые не остаются равнодушными к веселым сказочным сюжетам. В них юмор и образность языка переплетается с нравоучительными сценами. У детей в памяти надолго остаются истории из прочитанных сказок.

Народные сказки воспитывают в малышах доброту, уважение к старшим. Именно в сказках заложена мудрость времен и народов.

Авторы сказок издревле стремились воспитывать в детях положительные чувства, поэтому складывали повествование таким образом, чтобы в конце добро побеждало зло. Чаще всего в сказках есть как позитивные, так и негативные герои. Но повествование идет так, чтобы было сразу понятно, кто из героев наделен нравственными качествами, и эти герои вызывают положительное отношение к себе.

Положительный герой, как правило, совершает правильные и героические поступки, побуждает ребенка подражать. Даже если в течение изложения истории совершаются разные дела зла, неизбежность победы добра прослеживается сквозь всю историю.

Такое повествование однозначно вызывает у ребенка надежду на обязательную победу над злом. В каждой сказке есть герой, наделенный такими нравственными качествами, как честность, доброта. Эти качества личности ярко прослеживаются во всех делах главного положительного героя. Ребенок неосознанно это чувствует, понимает, что таким качествам нужно следовать.

Неосознанно ребенок впитывает в себя нравственные эталоны народных сказок, регулирующих желание дошкольников на нравственные поступки.

Нравственное воспитание посредством народной сказки

Дошкольный возраст — период, когда ребенок наиболее восприимчив к обучающему эффекту сказочного повествования. В форме сказки ребенку доступнее понимание мира человеческих чувств и переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок легче всего способен к объединению себя с литературным персонажем. Ребенок готов на подсознательном уровне подражать поступкам героя, представляет себя на его месте.

Поэтому нормы морали, а также определенные нравственные ценности в дошкольном возрасте легко поддаются формированию.

Как осуществляется нравственное воспитание старших дошкольников?

Процесс осуществления нравственного воспитания личности ребенка происходит через развитие эмоций, познавательных процессов. Эмоционально настроенный ребенок более положительно относится к окружающим, его нравственный опыт обогащается за счет доброго общения с людьми.

В ребенке формируются образцы нравственного поведения благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных ценностей в детском саду. Когда воспитатель беседует с детьми, им задаются нравственные вопросы, которые заставляют ребенка глубоко задумываться.

В ходе подобных бесед и вопросов дети учатся различать хорошее и плохое, добро и зло, сравнивают негативные и позитивные поступки, делают выбор — а как бы я поступил или поступила в аналогичной ситуации?

В чем педагогическая эффективность сказки?

Сказка является эффективным педагогическим средством процесса формирования нравственных чувств потому, что она содержит увлекательный сюжет. Дети любят забавные и образные повествования. Сказки привлекают внимание детей к нравственным действиям героев. Сказочные намеки хорошо понятны детям. Поучительный опыт глубоко впитывается в детские души, вызывая желание подражать герою.

Формы работы со сказкой

При использовании народной сказки в качестве средства нравственного воспитания педагоги применяют различные формы работы. Сказки читаются детям. Часто дети пересказывают их, обсуждают. На утренниках и других мероприятиях сказочные сцены обыгрывают, ставят театрализованные спектакли-сказки. На занятиях изобразительной деятельности дети рисуют сказочных героев. В группах устраивают выставки рисунков по сказкам.

Таким образом…

Сказка является для ребенка инструментом познания добра и зла, передает ребенку мир человеческих чувств. Форма нравственного воспитания посредством сказки доступна дошкольнику. Уроки нравственности через народную сказку — это лучшие уроки для детей, уроки жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети охотнее выполняют задания воспитателя, нацеленные на развитие нравственности.

К таким заданиям можно отнести — придумать сценку по заданной теме, например: Миша отбирает игрушку у малыша. Как ты поступишь? Или Мальчик вышел на улицу и увидел, как бабушка из соседнего двора уронила сумочку. Что он должен предпринять? Такие сценки разыгрываются детьми. И каждый ребенок должен правильно поступить согласно заданной ситуации. Такие нравственные поступки лучше запомнятся детям, если их инсценировать.

Образцы правильных поступков в заданных ситуациях дети черпают из ранее прослушанных народных сказок. Можно побеседовать о том, кто из известных героев поступал так же, или попадал в подобные ситуации.

Аннотация. В статье описан опыт работы по развитию нравственных качеств у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) .

Ключевые слова: нравственность, общее недоразвитие речи.

Сегодняшние дети иногда не ценят, не уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя на улице, в общественных местах, дома с ближними. Роль взрослого с каждым годом в воспитании ребенка становится все сложнее и сложнее. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Дети, особенно в раннем возрасте почти не воспринимают откровенные наставления и назидания. А через игровую деятельность легче всего преподнести ребенку высокие нравственные качества.

Поставив перед собой задачу развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы начали работу с подбора и изучения методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений по данной проблеме. В начале года была проведена диагностика по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика детей дошкольного возраста» . В качестве методов диагностики мы выбрали беседу и эксперимент. Для определения уровня успешности реализации проекта были выбраны следующие нравственные нормы: соответствие поведения социально одобряемому образу, отражение в речи нравственных качеств, культура поведения.

Результаты на начало года показали, что 60% детей не понимают смысла социальных норм, воспринимают хорошие поступки поверхностно. 20% детей ссылаются на авторитет взрослого, отсутствует осознание отражения в речи нравственных качеств. И только 20% детей осознают нравственные нормы.

С целью развития и формирования системы знаний о поведении детей в различных жизненных ситуациях был составлен перспективный план работы по кварталам: «Воспитание вежливости» , «Все о доброте» , «Культура поведения» .

Работа с детьми проводилась по различным видам деятельности, т.е. по блокам:

  • блок учебной деятельности: занятия познавательного цикла; занятия по развитию речи
  • блок совместной деятельности: наблюдения; игры: дидактические, словесные; сюжетно-ролевые, малоподвижные игры, этюды; слушание музыкальных сказок
  • блок самостоятельной деятельности: созданы условия для самостоятельных, сюжетных, ролевых, театральных игр, подобран материал, атрибуты.

Работа проводилась как по подгруппам, так и в индивидуальной форме. С целью повышения интереса к проводимым занятиям, на первых порах перед детьми ставился какой-либо проблемный вопрос. Затем дети пытались ответить на него, выдвигали свои предположения. На этом строился диалог между детьми и педагогом, между самими детьми. Данная работа проводилась с детьми ОНР для которых общение играет огромную роль, им также свойственно не только нарушение всех сторон речи. У них недоразвиты мелкая и общая моторика, страдает эмоционально-волевая сфера, нарушение поведения, такие как упрямство, агрессивность, гиперактивность и др. Многим детям с ОНР тяжело контролировать свое поведение, они рассеянны и неаккуратны. Поэтому остро встает вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта с окружающими. Добытые на занятиях знания укреплялись с помощью художественного слова, специально подобранных и отображающих нравственный смысл.

Для большей активации детей использовались специальные методы: наблюдения за поведением сверстников в группе, их общения между собой. С целью усиления мыслительной деятельности после наблюдаемой сложившейся ситуации применялся такой прием, как организация проблемных диалогов, чтение художественной литературы. Игровой метод послужил сближению детей в группе и формированию дружеских взаимоотношений. Для того чтобы дети стали более раскрепощенными среди сверстников помогли упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. Использовался такой прием, как совместное обсуждение сложившегося положения с целью развития навыков общения. Так же детям предлагалось выполнить специальные задания, способствующих закреплению ранее полученных знаний. Особое внимание в работе с детьми по воспитанию нравственности уделялось тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. Ведь требование выполнять правила без «внутреннего» согласия с ним, приводит к тому, что ребенок воспринимает поступки поверхностно, не понимая их мотивов. И главным приемом и эффективным методом уточнения и систематизации являлась этическая беседа. При проведении этических бесед большое внимание уделялось о максимальном участии каждого ребенка в беседе. В конце года было видно, что результат этических бесед непосредственно проявились в практике поведения, в поступках детей в различных ситуациях.

Интересным и эффективным приемом были практические упражнения в культурном общении. (Этюды «Здравствуйте» , «Спасибо» и т.д.) Так же во время прогулки или вечером детям предлагались пословицы на нравственную тему. С целью создания положительного микроклимата в группе и помощи создания моральной стороны своих действий, использовался такой прием: вскоре после негативного поступка разыгрывается перед детьми сценка, точно воспроизводящая нежелательные действия ребенка. Участниками события являлись не дети, а игрушки. Участники конфликта, как правило узнавали ситуацию. При этом они получали возможность снова включаться в нее и увидеть себя со стороны. Это дало им изменить свое поведение и стать дисциплинированными.

С целью фиксации в сознании ребенка, что хорошо, а что плохо можно рассказать про детский сад у злого волшебника который собирает только злых и плохих детей, которые все время стараются сделать что ни будь плохое. В данном случае не осуждаются дети за какой-либо отрицательный поступок. Дети должны сами сделать вывод, что у доброго волшебника в детском саду живут хорошие дети. С той же целью полезна игра «Фу» , которая проходит достаточно оживленно и весело.

Учитывая важность данной проблемы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста также был составлен план работы с родителями. Основная задача работы с родителями было формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Так же в конце каждого учебного года мы проводили дни открытых дверей, где показывали результаты работы по своей проблеме.

В конце учебного года была проведена повторная диагностика. Результаты которой существенно изменились. 60% детей показали высокий результат, 40% детей средний и 0% низкий. Проведенная работа позволила сформировать у детей достаточно высокий уровень нравственного развития у большинства воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Издательство Мозаика- Синтез, 2009. - 73с.
  2. Жучкова Г.Н Нравственные беседы с детьми 4-6 лет М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2008. - 64 с..
  3. Курочкина И.Н Как научить ребенка поступать нравственно. М.: Издательство "Флинта", 2004. – 140 с.