Спальные комнаты в детском саду финляндии. Детские сады в Финляндии: как это устроено. Занятия, утренники и игры

Финляндия – одно из привлекательных миграционных направлений для россиян, учитывая территориальную близость, высокий уровень жизни и качество образования (входит в топ-10 мировых рейтингов). Дошкольное образование представлено и русско-финскими детскими садами, которые расположены во многих крупных городах. Поэтому русским мигрантам с детьми интересно узнать, чем особенны детские сады в Финляндии, какова стоимость места и как оформить туда ребенка.

Система дошкольного образования

Дети в Финляндии с самого рождения являются полноправными членами общества.

В декретном отпуске один из родителей находится, пока малышу не исполнится 9 месяцев. Отец или мать имеет право продлить отпуск до 3 лет, написав соответствующее заявление. В течение этого времени выплачивается помощь по уходу за ребенком (kotihoidon tuki) от Пенсионного управления KELА в размере около 500 евро. Когда родитель желает выйти на работу, он может отдать ребенка в детский сад.

Согласно закону об образовании, с 2001 года ответственность за дошкольное образование в Финляндии возложена на местную власть.

Детские сады как муниципальные, так и частные принимают детей в возрасте от 9 месяцев до 6 лет. Место в дошкольном учреждении платное, но если семья малоимущая (родители имеют низкий доход) или многодетная, предусмотрены льготы.

В основном учреждения двуязычные: основной язык – финский, вторым может быть английский, шведский, немецкий, французский или русский.

Существуют детские сады смешанного типа, где вместе занимаются здоровые малыши и дети с ограниченными возможностями.

Задача воспитателей – дневной уход за ребенком, а главное требование к дошкольным учреждениям – создание благоприятной атмосферы и разнообразия в обучении.

Воспитатели, имеющие степень бакалавра или магистра, тесно сотрудничают с родителями: советуются, какие воспитательные меры применять, если ребенок капризничает или неправильно себя ведет.

Финское дошкольное образование не имеет единой программы, но базируется на следующих принципах:

  • любовь;
  • уважение;
  • свобода действий, которая дается как дошкольникам, так и их воспитателям (не ведут отчеты, их действия не координируются управлением образования).

В дошкольных учреждениях всячески поощряют самостоятельность и инициативу воспитанников.

Обязательным этапом дошкольного образования является еsikoulu/eskari – подготовка к школе детей в возрасте от 6 лет, которая длится 1 год.

Типы детских садов

Финская система детских садов охватывает несколько типов:

  1. Муниципальный (kunnalliset päiväkoti). В каждой группе от 10 до 25 детей, с которыми занимаются 2–3 воспитателя.
  2. Частный (yksityinen päiväkoti). Имеют разные направления: искусство, языки, спорт и так далее.
  3. Частный, у которого муниципалитет покупает услуги. Сумма оплаты такая же, как и в муниципальном.
  4. Семейный (perhepäiväkoti). Может размещаться в квартире или частном доме воспитателя или ребенка. Один воспитатель может проводить занятия с 4 детьми, которые находятся полный день, и с 1 ребенком, который находится полдня. При этом должны быть оборудованы места для игр, спальные места и площадка для прогулок.
  5. Групповой семейный (ryhmäperhepäivähoito). Рассчитан на 8–12 детей.

Существуют открытый детский сад (avoin päiväkoti), где за ребенком следят его родители, и детские дошкольные учреждения, в которых занятия проводятся на иностранном языке (vieraskieliset päiväkoti). Первый является своеобразным клубом по интересам: родители вместе с ребенком лепят, рисуют, читают сказки, играют в игры. Занятия в таком садике бесплатны.

Чтобы записать своего ребенка в дошкольное учреждение, родители обязательно должны иметь вид на жительство.

Заявление на место стоит подавать в детский сад за 4 месяца до того, планируется отдавать туда ребенка.

Перед тем как подать документы, необходимо пройти медицинское обследование, собрать и предоставить медицинским работникам справки.

Подать заявление в муниципальное детское учреждение можно как лично, так и по интернету, в частное – только лично. Бланки заявлений есть в детских садах, в бюро социального обеспечения и в Пенсионном управлении KELA. Важно знать, что к этому времени ребенок должен иметь личный идентификационный код – henkilötunnus.

В финские дошкольные учреждения иногда бывают очереди, но если подать заявление заблаговременно, то шансы, что ребенок попадет в выбранный сад, достаточно высоки. Когда необходимо срочно сменить садик, например, по причине переезда или из-за того, что родители выходят на работу, заявление может быть рассмотрено в срочном порядке. Но тогда ребенок попадет в то учреждение, где найдется место.

Стоимость

Стоимость места в дошкольном учреждении зависит от нескольких факторов: уровня доходов, количества членов в семье и от того, какое количество часов ребенок будет находиться в саду.

Минимальная плата за садик малоимущих семей – 26 евро в месяц. Стоимость пребывания ребенка в детском саду составляет от 220 до 260 евро в месяц (точная сумма зависит от размера семейного дохода и конкретного муниципалитета). Для детей из малообеспеченных семей выделяется несколько бесплатных мест.

Если ребенка устроили в частный детский сад, плата за посещение в котором превышает 290 евро в месяц, то можно обратиться в службу KELA за компенсацией. Для подтверждения уровня дохода необходимо обратиться в бюро социального обеспечения.

Занятия

В финский детский сад дети начинают ходить обычно с 1,5–2 лет. Минимальный возраст – 9 месяцев.

Стандартный режим работы детского сада: с 6-6:30 до 17:00-17.45.

В течение дня дети занимаются музыкой, спортом, плавают в бассейне, рисуют, лепят из пластилина, глины и так далее. Особое внимание уделяется групповым видам работы, когда педагоги вместе с воспитанниками делают общий проект.

Отдельное внимание в финском дошкольном воспитании уделяется налаживанию контактов с окружающими. Дети учатся правильно взаимодействовать с людьми, проявлять к ним уважение: извиняться, благодарить, помогать, сострадать.

Педагоги предоставляют детям относительную свободу: не запрещают сидеть в лужах или играть с мокрым песком. Дети могут не делать то, что им не хочется: например, если малыш не хочет есть, заставлять его не будут.

Дети выходят на улицу в любую погоду, будь то солнце, снег, мороз или дождь. Продолжительность прогулки составляет около 4 часов. Таким образом финны готовят растущие организмы к жизни в не совсем благоприятном климате.

Популярной униформой для дошколят являются теплый комбинезон, резиновые штаны на лямках и резиновые сапоги. Перед походом на улицу воспитанники надевают светоотражающие жилеты.

Разрешено брать в дошкольное учреждение любимую игрушку – unikaveri, что в переводе с финского означает «товарищ для сна». Она обязательно должна быть мягкой и матерчатой. В семейный сад воспитатель может разрешить ребенку приносить домашнего любимца, при условии, что у других детей нет на животных аллергии.

Востребованные дошкольные учреждения

К наиболее популярным дошкольным учреждениям относятся:

  1. Сеть русско-финских детских садиков Idelia (Хельсинки), в которую входят:
  • «Улыбка»;
  • «Нотка»;
  • «Огонек»;
  • «Буратино»;
  • Pikku Enkeli.

Здесь особое внимание уделяется развитию речи – с дошкольниками занимаются квалифицированные логопеды.

  1. Русско-финский детский сад “Тик-Так” функционирует для детей от 1 до 6 лет. Количество воспитанников в каждой группе не превышает 12 человек. В течение дня проходят занятия по нескольким дисциплинам: музыка, рисование, лепка, спорт. Для прогулок оборудована специальная площадка. Питание трехразовое. Контактную информацию можно найти на официальном сайте .
  2. Сеть Touhula Päiväkodit включает в себя более 150 детских садов, которые расположены по всей Финляндии. Дошкольные учреждения имеют несколько направлений: язык, спорт, искусство и культура. Подробную информацию содержит официальный сайт (страница на финском языке).
  3. Частный детский сад в Хельсинки “Коллосилта” (Kellosilta Kindergarten) предоставляет занятия на финском и английском языках. Дошкольное учреждение работает с 7.30 до 17.00. В течение учебного дня дети играют в развивающие игры и занимаются творчеством. Все воспитанники гарантированно поступают в Kielo International School. Получить интересующую информацию можно на официальном сайте .
  4. Детский сад Lastentalo Onnimanni находится в Эспоо (регион Большой Хельсинки). Открыт в 1995 году. Имеет 19 мест для малышей от 1 до 6 лет. Занятия включают физкультуру, изобразительное искусство, музыку, естествознание. Официальный сайт на финском языке.

Заключение

Дошкольное воспитание в Финляндии основано на любви и уважении к личности ребенка. Система дошкольного образования предусматривает несколько типов учреждений: муниципальный, частный, семейный, открытый. Обучение платное, но для детей из малообеспеченных семей существуют льготы. Занятия проходят интересно и увлекательно, зачастую с творческим подходом, при этом поощряется инициативность самого малыша.

Детский сад в Хельсинки: Видео

Детский сад открывается в 6.30 утра и работает до 17 часов вечера.

В 8.00 дети завтракают.

Затем начинаются занятия в помещении.

В 9.30 - прогулка, которая длится час.

В 10.30 обедают первый раз.

В 11 часов начинается сон, который длится до 13.30.

После дневного сна, дети обедают второй раз и идут на улицу уже до закрытия садика.

В Финляндии есть сады для детей, родители которых работают посменно (врачи, полицейские) и режим дня в таких садах отличается.

Наполняемость групп

В группах финского сада не найдешь 30 детей и одного воспитателя. Наполняемость регулируется строгими правилами:

  • на 1 воспитателя не более 4 детей трехлетнего возраста
  • на 1 воспитателя не более 7 детей старше 3 лет
  • в группе не более 21 ребенка

Поэтому не удивительно, что в одной группе можно увидеть 3-4 воспитателя.

В Финляндии дети разного возраста посещают одну группу. Есть группы с детьми от 0 до 3 лет и от 3 до 6 лет. По мнению финнов это способствует развитию сотрудничества и навыков коммуникации.

Перед школой дети 6 и 7 лет ходят в так называемый нулевой класс, где готовятся к школе.

Образование в Финляндии. Стоимость пребывания в саду

Каждая семья выплачивает разную сумму за детский сад и зависит она от доходов.

Максимум, который платят обеспеченные родители при условии 8-часового дня и 5 дней в неделю пребывания в саду, это 283 евро за первого ребенка.

За второго платить придется 215 евро. Как правило, такие суммы платят те, кто зарабатывает больше 4 тысяч евро.

Чем меньше зарплаты, тем ниже сумма в квитанции к оплате.

Если зарплата будет низкой, но не ниже прожиточного минимума, то платить придется 56 евро.

А вот если доходы за гранью минимальной суммы, то детский сад и вовсе будет бесплатным.

Частный садик стоит больше 300 евро. При этом, муниципалитет может оплатить часть стоимости за частный садик, если в семье сложная ситуация.

Год пребывания ребенка в финском саду обходится в 13 тысяч евро, родители погашают около 15% от этой суммы.

Понять, какую часть бюджета финской семьи «съедает» садик трудно без знаний о зарплатах в Финляндии.

Средние зарплаты зависят от профессии и опыта работы.

К примеру, час работы строителя оценивается в 9-16 евро. Зарплата уборщика находится в коридоре 9-14 евро в час.

Врач получает в среднем 6-7 тысяч евро в месяц.

Пожарные, полицейские, учителя - 3 тысячи евро в месяц.

Питание

Когда родители подают заявление на поступление в сад, они выбирают и тип питания.

В саду к каждому конкретному ребенку подходят индивидуально. Меню может быть вегетарианским, безрыбным или без свинины. Если у ребенка аллергия, для него приготовят отдельно.

На завтрак предлагают каши, мясную нарезку, фрукты, молоко. Каша - основное в завтраке.

Обед разный, но традиции питаться супами в Финляндии нет. Кроме горячего и гарнира предлагаются овощи и соус. Пару раз в неделю детей знакомят с разными кухнями мира.

В качестве перекуса предлагаются бутерброды с разнообразными начинками.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

Питание организовано в форме шведского стола, но набрать полную тарелку не разрешат. Можно взять чуть-чуть, а потом, если блюдо понравилось, подойти за добавкой.

Еда соленая и даже острая.

Дисциплина

В рамках определенных границ ребенку позволено все. Можно не рисовать со всеми, но сидеть за столом во время занятий обязательно; можно ходить по лужам и сидеть в грязи, но после этого обязательно отмыться.

Такое же правило действует и по отношению к родителям: в сад можно прийти, когда удобно, можно не приходить, но предупредить об этом заранее. Родители сами выбирают, когда у ребенка будут каникулы, но и тут правило - поставь в известность и будь свободен.

На детей не кричат и не применяют физическую силу. Хотя в Финляндии известен скандал, когда воспитательница приматывала ребенка во время обеда изолентой к стулу. Но это редкое исключение.

Если педагог считает, что ребенок заслуживает какого-то наказания, об этом в первую очередь оповестят родителей и получат у них согласие. Даже возможность забрать ребенка от коллектива и отвести в другую комнату во время неадекватного поведения требует согласования с родителями.

Прогулки

Основное правило финского детского садика звучит как «У природы нет плохой погоды, есть неподходящая одежда». Финские дети не боятся ни снега, ни грязи, ни мороза и гуляют в любую погоду.

Правда, русская мама, ребенок которой ходит в детский сад Финляндии, поделилась, что в прошлую зиму дети неделю не ходили на улицу при морозе - 27 градусов. Когда чуть потеплело, и мороз стал около 20 градусов, прогулки возобновили.

Для этого малышей одевают в специальную непромокаемую одежду осенью и весной, а зимой в теплые комбинезоны и шерстяные шапки и варежки.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

После прогулки дети попадают в «мокрую прихожую». Это место похоже на душ, здесь ребенка отмывают прямо в непромокаемой одежде и резиновых сапожках. После чего одежда и обувь сушатся в специальных шкафах, а довольный ребенок продолжает играть.

Финские ребятишки с раннего возраста приучаются к разным вылазкам на природу. Это могут быть походы в лес или чтения в парке.

Свежим воздухом финские дети дышат не только на прогулках. В садах есть система климат- контроля, которая регулирует температуру и влажность в группе.

Занятия, утренники и игры

Занятия в финском саду во многом похожи на занятия в белорусском: лепка, рисование, аппликации.

Часто занятия проходят вне стен садика.

Например, в научно-развлекательном центре, где детям показывают опыты и знакомят с законами физики. Или в планетарии, где рассказывают о вращении Земли и звездном небе.

В Финляндии популярны детские сады, использующие разные методики развития: вальдорфскую, монтессори.

Утренников в привычном для нас понимании этого слова практически не бывает. Выступления готовятся и проводятся, но родителей на них не приглашают.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

В группе самого обычного муниципального сада можно найти сцену для проведения спектаклей, участниками которых становятся сами дети.

Большие спортивные залы со шведской стенкой, горкой для скалолазания и станком для балета обязательны. Место экономится за счет объедения игровой комнаты и спальни, но не места для занятий спортом. Детей учат ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать.

Игры разнообразны, от пазлов и лепки из глины до игры в киоск. В одном муниципальном саду еще при проектировке здания предусмотрено такое помещение. Ребенок заходит внутрь комнаты и продает товары через окошко как в киоске. Выбор товаров обширный, есть кассовый аппарат и разные приспособления для работы с пластиковыми карточками. Финны приучают детей с детства пользоваться деньгами.

Игра - ключевое понятие всей финской системы дошкольного образования. Детей не учат читать, считать и писать до школы.

Другие дети

В Финляндии в детский сад не примут заболевшего ребенка. Но под болезнью подразумевается повышенная температура и кишечные инфекции. Считается, что если у ребенка сутки нет температуры, он здоров. С кашлем и насморком домой не отправляют.

Дети с особенностями развития посещают обычные сады. В Финляндии к таким детям особое отношение, поэтому в группе, где будет 6 малышей с тяжелыми нарушениями, будет столько же специалистов: 2 коррекционных педагога, 2 няни и 2 помощника.

Если ребенок не может передвигаться, то в детский сад его привезет такси, которое оплачивается из бюджета города. Все оборудование, необходимое для комфортного пребывания в саду, тоже оплачивает город.

В Финляндии дети с особенностями в развитии могут даже не подозревать, что у них есть какие-то особенные потребности. Настолько уютная для них создана среда.

Безопасность

В детском садике везде стоят камеры. Родители могут посмотреть, чем занимался ребенок целый день. В некоторых садах это можно делать в режиме реального времени.

Во время прогулок каждый ребенок одет в светоотражающий жилет с именем и номером сада, дети держатся за одну веревку, чтобы не потеряться.

Лестницы огорожены, игрушки и мебель сделаны из экологичных материалов.

Количество воспитателей позволяет держать под присмотром каждого ребенка. Но если произошел несчастный случай, воспитатель заполняет документы, где рассказывает все подробности произошедшего. Муниципалитет отслеживает подобные случаи и может улучшить пространство детского сада или работу персонала.

А чего не хватает белорусским детским садам?

Несмотря на то что Финляндия как независимое государство существует всего 100 лет, её образовательная система заслуженно считается одной из самых лучших в мире. Эта страна традиционно занимает первые места по индексу образованности населения, а обладатели дипломов её высших учебных заведений пользуются большим спросом во всех странах Западной Европы. Качественное и, что очень важно для молодёжи, бесплатное образование привлекает в Финляндию студентов со всего мира. Не являются исключением и граждане России. Особенно популярно обучение в Финляндии среди жителей Северо-Западного региона, в отношении которых действует упрощённая система выдачи виз.

Особенности финского образования

Действующая сегодня в Финляндии образовательная система была сформирована в 60-х годах прошлого века. Она включает в себя 4 ступени:

  • дошкольное образование;
  • общеобразовательная школа;
  • средние учебные заведения;
  • высшие учебные заведения.

На каждой ступени обучение ведётся на двух государственных языках: финском и шведском. В северных районах страны к ним прибавляется язык коренных народов – суоми.

Дошкольное обучение

Детские сады Финляндии принимают детей с 9 месяцев до 5 лет. Их главная задача – уход за детьми в течение дня и помощь родителям в воспитание ребёнка. В отличие от всех остальных ступеней образования этот этап стоит денег. Причём размер оплаты зависит не от престижности или лучшего оснащения детского сада, а от размеров дохода родителей ребёнка. Максимальный платёж равен 254 евро, а минимальный – 23 евро.

В группе детского сада может быть от 12 до 21 ребёнка в зависимости от их возраста. Чем младше дети, тем больше воспитателей с ними работают. В больших городах часто встречается нехватка мест в дошкольных учреждениях, поэтому государство выплачивает пособие тем родителям, которые самостоятельно занимаются ребёнком.

В 6 лет начинается подготовка к школе, которая длится один год. Её посещение бесплатно и обязательно для всех детей. Группы для занятий формируют в детском саду или школе.

Общеобразовательная школа

Школьное образование в Финляндии состоит из двух уровней и продолжается 9-10 лет. Причём ученики не сдают экзамены даже после окончания школы. Дневников у них тоже нет. Родители могут узнать об успехах ребёнка из электронного классного журнала в национальной системе Wilma. Кроме того, один раз в месяц куратор класса передаёт им табель, где зафиксированы все оценки ученика.

Видео: обзорная экскурсия с директором общеобразовательной школы в Финляндии

Учебный год начинается в середине августа (точную дату назначает администрация школы) и продолжается до конца мая или начала июня. За это время школьники три раза уходят на каникулы. Все школы страны работают в первую смену, 5 дней в неделю.

Начальный уровень

В 7 лет дети идут в начальную школу (alakoulu), обучение в которой длится 6 лет. Младшие классы всё время проводят в одном кабинете с постоянным преподавателем. Первые два года школьники изучают четыре основных предмета:

  • математика;
  • чтение;
  • родной язык;
  • природоведение.

Дополнительно с ними занимаются физкультурой. Большое внимание уделяют и творческому развитию детей: их обучают игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, рисованию и лепке. На одном уроке малыши могут одновременно изучать несколько дисциплин.

С каждым годом прибавляются новые уроки, и к окончанию шестого класса ученики имеют начальные знания по всем основным предметам, в число которых обязательно входят финский, шведский и два иностранных языка. Оценки в финской начальной школе появляются после 3 класса и выносятся только в устном виде.

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, всем финнам ещё с раннего возраста объясняют, что детки с дефектами речи, инвалиды - это полноценные люди, к которым надо относиться на равных.

Верхняя ступень

С 7 класса ученики переходят в старшую школу. Обычно она находится в отдельном здании. На этом этапе каждый учитель преподаёт отдельный предмет. В классе он находится вместе с помощником, что значительно упрощает процесс обучения.

Старшеклассники вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины. Обучение на этом уровне длится 3 года. При желании дети могут улучшить свои знания, посещая дополнительный десятый класс. После окончания старшей школы её выпускники могут продолжить образование или пойти работать. Их знакомству с профессиями уделяют достаточно много внимания в девятом классе. Ученики самостоятельно выбирают себе желаемое место для трудоустройства и знакомятся с его особенностями.

Школьникам практически не задают домашних заданий. Финские педагоги считают, что для детей полезнее гулять и проводить свободное время с родителями, а не сидеть над уроками.

В старшей школе принята десятибалльная система оценок, в которой самой низкой является четвёрка. Если ученик получил такую оценку в качестве итоговой, то он должен в начале следующего учебного года доказать, что его знания улучшились.

Принципы финского школьного образования

Согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники стабильно занимают первые места по уровню образованности. Специалисты всего мира пытаются разгадать загадку такой эффективности обучения. Большинство из них считает, что во многом это стало возможным благодаря ряду принципов, на которых основано финское образование.

  1. Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и гении, и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.
  2. Бесплатность. В финских школах категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, ученикам бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и любая внеклассная деятельность, учебники и все необходимые принадлежности, включая планшеты или электронные книги; транспорт, который развозит детей, если расстояние от дома до ближайшей школы более 2 км.
  3. Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями отлично справляются учителя. Для детей, у которых постоянно возникают проблемы в усвоении материала, существует коррекционное обучение. Его проводят в небольших группах или индивидуально.
  4. Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».
  5. Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске, учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.

Среднее образование - лицеи и колледжи

После школы финны могут продолжить образование в лицее (lukio) или профессиональном колледже (ammattikoulu). Отбор в учебные заведения этой ступени происходит по среднему школьному баллу. Слабые ученики поступают колледж, в котором получают рабочую специальность, а более сильные – в лицей, где совершенствуют свои знания в различных дисциплинах.

В зависимости от будущей профессии обучение в колледжах длится от одного года до четырёх лет. В них можно получить специальность практически в любой отрасли: от сельского хозяйства до искусства или спорта. Во время обучения особое внимание уделяют практическим знаниям. Выпускники при желании могут поступить в любое высшее учебное заведение.

Видео: система профессионального образования в Финляндии

В лицее обучение продолжается в течение 3 лет. Оно ведётся по курсовой системе, поэтому обычного разделения на классы не существует. После окончания лицея выпускники сдают экзамены по следующим дисциплинам:

  • родной язык (финский или шведский);
  • второй государственный язык;
  • иностранный язык;
  • математика или гуманитарные предметы (по выбору).

После успешного прохождения этих испытаний выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки, которыми очень гордятся, и начинают считаться абитуриентами. Сдача экзаменов позволяет выбирать для дальнейшего обучения любой институт или университет страны.

Высшее образование

ВУЗы Финляндии делятся на две категории:

  • университеты (yliopisto)
  • политехнические институты, или если дословно переводить их название с финского языка «институты прикладных наук» (ammattikorkeakoulu).

Главное отличие политехнических институтов – большое количество практических занятий, которые вводятся в учебный план уже в начале первого курса.

Финская система научных степеней включает в себя следующие уровни:

  1. Бакалавр (kandidaatti). Присваивается после 3-4 лет обучения в любом ВУЗе страны. На некоторых факультетах необходима защита выпускной работы или углублённое изучение нескольких предметов.
  2. Магистр (maisteri). Для получения степени магистра необходимо учиться ещё 2 года в университете. Выпускники политехнических институтов, решившие стать магистрами, должны отработать три года по выбранной специальности и посетить годичные подготовительные курсы.
  3. Доктор наук (tohtori). Обладателем этого звания студент становится после 4 лет обучения в докторантуре, проведения научного исследования и защиты диссертации. В середине этого срока соискателям присваивается степень лецинциата, не имеющая аналогов в других странах Европы.

Основные языки и принцип бесплатного обучения

Обучение в ВУЗах страны ведётся на финском и шведском языках. Но существуют программы для иностранных студентов и на английском языке. Большинство из них рассчитано на получение степени магистра в области бизнеса и IT-технологий. В зависимости от программы, преподавание на английском может длиться весь курс или только первые два года.

Все этапы финского высшего образования бесплатны как для местных жителей, так и для иностранцев, включая граждан России, Украины и Казахстана.

Популярные учебные заведения и образовательные программы для русских

Долгое время финские родители не имели права выбирать школы. Несмотря на то, что сейчас этот запрет снят, большинство учеников продолжает ходить в ближайшие школы, так как все они практически одинаковы. Но есть учебные учреждения, в которых программа заметно отличается от других. Так, среди иммигрантов из нашей страны популярна Русская Школа Восточной Финляндии, основанная в 1997 году. Её филиалы расположены в трёх городах: Йоэнсуу, Лаппеэнранте и Иматрее.

Обучение в этой школе ведётся на финском языке, но некоторые предметы преподают на русском. Кроме того, дети иммигрантов получают помощь на родном языке во время уроков и могут посещать дополнительные занятия для изучения финского языка.

Выпускники Русской Школы без экзаменов поступают в её гимназию, где из них формируют особые группы, обучающиеся в лицеях города. Профильные предметы они изучают отдельно от остальных лицеистов, а обязательные – на общих занятиях.

В Финляндии расположено около 50 высших учебных заведений. Самый большой и престижный из них – университет города Хельсинки. В нём преподают только высококлассные специалисты. Здесь изучают практически все возможные дисциплины, особенно ценится образование, полученное на медицинском факультете этого университета. Обучение на бакалавриате проходит только на финском и шведском языках, но многие магистерские и докторские программы преподаются на английском.

Большинство российских студентов выбирает для себя программы, ориентированные на бизнес, информационные технологии и туризм. Это обусловлено тем, что именно данные направления обычно преподаются на английском языке. В некоторых вузах существуют программы, в которых часть предметов читают на русском языке. Так, университет прикладных наук Миккели (Ammattikorkeakoulu) обучает на курсе гостиничного бизнеса и туризма. Здесь можно получить как степень бакалавра, так и магистра.

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Стоимость обучения в Финляндии для иностранцев

Высшее образование в Финляндии бесплатно, но потратиться студентам все же придётся. Во время обучения в университете необходимо оплачивать учебные пособия и обязательные членские взносы в профсоюз. Обычно эти платежи не превышают 90 евро в месяц. Кроме того, студент самостоятельно оплачивает жилье и питание.

В каждом городе Финляндии есть организация, занимающаяся распределением общежитий. Желающих получить в них жильё очень много, поэтому обращаться к ним лучше сразу после поступления. Заявки подают на сайт организации. Стоимость отдельной комнаты в трехкомнатной квартире составляет от 150 до 300 евро в зависимости от размера города.

Иностранным студентам, получающим первое высшее образование, никаких стипендий не предоставляется. На различные гранты могут рассчитывать только соискатели степени магистра или доктора наук.

Студенческая виза даёт право работать не более 20 часов в неделю. На время каникул это ограничение снимается. В крупных городах Финляндии найти работу студенту, свободно владеющему финским языком, достаточно легко. Без этого умения часто приходится довольствоваться должностью уборщика или разнорабочего.

В жизни практически каждой семьи наступает тот момент, когда малыш идет в ясли или детский сад. Момент не всегда простой и, как правило, сопровождается слезами, цеплянием за ногу уходящего родителя и массовыми семейными переживаниями. Вот и наша дочка Софья сделала свой первый шаг во «взрослую» жизнь, а именно с января этого года начала посещать детский сад.

Из моей прошлой вы узнали, КАК должно быть в финском детском саду, в этой статье я расскажу, ЧТО же там на самом деле.

Для начала немного рутины. В столичном регионе очередь в детский сад (далее-ДС) от 2-х до 4-х месяцев. Для того, чтобы получить место, нужно заранее зарегистрироваться:

Электронно : если у ребенка есть henkilötunnus, а у вас доступ к интернет-банку.

Заполнить анкету и отправить ее по почте или отнести лично в выбранный детский сад.

Через несколько дней с вами свяжется заведующая ДС и расскажет о дальнейших действиях: сколько ждать места, когда прийти к ней на беседу и т.д..

Есть из этого правила исключения: если срочно нужно выходить на работу или учебу, то место в ДС могут найти и за 2-3 недели, но попасть именно в выбранный вами ДС будет сложновато. Могут предложить место в близлежащем районе, что не всегда удобно. Но опять-таки, как повезет. Например, моя подруга забронировала место для ребенка в конце августа, а через месяц пришло приглашение на курсы от биржи труда. В тот же день она сходила к заведующей ДС и ребенка взяли на следующий же день! Так что всегда имеет смысл пойти лично и спросить что да как.

Могу сказать, что наша квартира расположена просто замечательно: рядом не только несколько прекрасных детских площадок, но и 5 детских садов. Все ДС в 3-5-7-15 минутах ходьбы. Я выбрала ближайший к нам, тот, что в 3-х минутах ходьбы. Мы изначально планировали отдавать Софью, во-первых, в муниципальный, а, во-вторых, в финноязычный ДС, чтобы она быстрее освоила язык. Ну и с виду мне этот садик всегда импонировал: аккуратный, не большой, но и не маленький, хорошая площадка во дворе.

1 сентября я забронировала место на январь, т.к. никак не думала, что мне дадут место на курсах раньше августа. Таким образом, думала я, мы без особых слез и нервов адаптируем ребенка, пару недель похожу с ней, а еще через пару она совсем привыкнет. Через несколько дней мне позвонила заведующая и сказала, что все в порядке, место будет даже возможно с ноября, а уж в январе-то Софью точно возьмут.

В конце ноября она мне прислала электронное письмо с просьбой прийти к ней на беседу. Там мы уточнили некоторые детали: заведующая предложила начать 12 января, выдала мне бумагу, где были данные нашей группы (название, телефон, имена воспитателей), сказала, что если я хочу, то мы можем с ребенком прийти к ним в гости, посмотреть что к чему, познакомиться с воспитателями и детьми. Этот визит я запланировала на середину декабря, ибо перед Рождеством они закрывались на каникулы. Но, как говорится, хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах…

11 декабря я получила письмо с приглашением на курсы финского языка от биржи труда с ….12 января! То есть ясное дело, что времени на адаптацию ребенка у меня просто не было: садик закрывался 20 декабря, а открывался только 7 января. Я в панике прибежала в садик, объяснила ситуацию воспитателю Анне. Она у нас очень молодая и красивая девушка, очень добрая, дети ее любят, я ее тоже люблю Анна меня успокоила, сказала, что, конечно, хорошо, если есть возможность дать ребенку привыкнуть к новой ситуации, но так, как Софья у них только одна новенькая и до августа новых детей не будет, то ей уделят предельное внимание и все будет хорошо. Мне выдали много разных анкет, причем Анна сто раз извинилась, что сейчас нет анкет на английском языке. Дома я заполнила эти бумаги: сведения о родителях и наши контактные данные, подробные вопросы о ритме дня ребенка, что ест, аллергичен или нет, что для ребенка важно, что умеет и т.д.

Всего три дня я смогла походить с дочкой в ДС, мы там проводили пол-дня до сна, потом шли домой. В первый день Анна провела со мной беседу на основании заполненных анкет, очень подробно расспрашивала о ребенке, сказала, что если у меня какие-то пожелания и т.д, то обязательно ей сказать. Также она предложила мне сделать фото-коллаж: на картоне формата А4 нужно было разместить фотографии мамы-папы-бабушек-дедушки, любимых животных, чтобы когда ребенок тоскует, показывать ей. Меня познакомили с персоналом: воспитательница Анна, няни-Суви и Лена. Все они прекрасно говорят по-английски, так что никаких проблем с коммуникацией. Няни и воспитатель выполняют совершенно одинаковую работу: моют детей, кормят, играют. Еще у нас есть уборщица, которая, кстати, знает всех детей по именам. Кабинет заведующей находится рядом с нашей группой, она тоже знает всех деток и иногда играет с ними, читает книжки.

В нашей группе 15 детишек, возраст от 1.10 до 4-х лет. У них много разных игрушек, большая игровая комната - трансформер: утром они там играют, днем там же спят, она же и спортивный зал. У каждого ребенка свое полотенце, висит на крючке, который подписан имененем ребенка. Полотенца каждое утро меняют. Само собой у каждого есть шкафчик. В нашем садике своя кухня, питание очень разнообразное.

ДС работает с 6.15 до 17.30, мы водим Софью с 9.00 до 16.00, т.е. на 7 часов в день. За это мы платим 230 евро. Стоимость рассчитывается с учетом дохода семьи, например, малообеспеченные семьи могут платить всего 15-20 евро в месяц, и кол-ва часов в саду, чем меньше часов, тем меньше плата. Кстати, крайне рекомендую сразу принести в ДС бумагу о своих доходах, чтобы они правильно все рассчитали. А то получите довольно большой счет! Режим дня примерно такой:

8.00 завтрак

8.30-10.00 игры в помещении

10.00-11.15 прогулка

12.00-14.00 сон

14.30 полдник

15.00 прогулка

Гуляют они и в дождь, и в снег, и в ветер, так что очень нужна хорошая одежда и обувь, чтобы было удобно и тепло.

Итак, в понедельник я отвела Соню в садик, переодела ее, но уйти было сложно. Рыдала она очень сильно, цеплялась за мою ногу и не хотела отпускать. Но воспитатель сразу же ее взяла на руки и стала успокаивать, мне же сказала, что если буду переживать, то позвонить им, они расскажут, что да как. Причем сразу же в первый день Соня осталась с 9 до 16.00, т.е. на целый день. В общем, дочери я не показала своих слез, но по пути домой рыдала, уж очень было ее жалко. Хотя я вообще не сентиментальна. На следующий день в садик она идти не хотела категорически и плакать начала уже дома, а уж в саду концерт был в самом разгаре. Через 2 недели мне стало казаться, что это не кончится никогда, несмотря на все уверения воспитателей, что это абсолютно нормально. В саду она практически не ела и не спала. Но волшебным образом к концу третьей недели это прекратилось. Она спокойно меня поцеловала, помахала ручкой и не пролила ни слезинки! Потом постепенно начала кушать и спать днем.

Я считаю, что такая быстрая адаптация без помощи мамы - это заслуга наших воспитателей, они действительно очень внимательные и заботливые. Софья просто обожает Анну, в садик ходит с удовольствием, ей там интересно. Они там поют, лепят, рисуют, есть занятия физкультурой, очень много гуляют, причем не только на площадке садика, но и ходят на городские детские площадки, в библиотеку, то есть малышовая жизнь весьма насыщенная! Детей учат хорошим манерам: здороваться, благодарить, прощаться, учат ждать своей очереди, обязательно моют руки и высаживают на горшок. Раз в 2 недели на эл. почту нам приходит отчет о событиях, что делали, куда ходили, как реагировали дети на разные события. Раз в месяц в группе вешают «стенгазету»: там фото детишек с описанием, например, «Посетили библиотеку», «играли в рыцарей и принцесс» и т.д. Каждый вечер воспитатель рассказывает, что и как делал ребенок в течение дня, как ел, как спал, что понравилось или не очень. Если рисовали или делали аппликацию, то шедевры можно забрать из своего шкафчика домой на память. Кстати, очень мило: Соне на ее день рождения подарили красивую аппликацию, которую делали всей группой, на обратной стороне воспитатели написали пожелания всего самого хорошего.

Некоторые правила в нашем ДС:

1. Обязательно сообщать, если ребенок не придет в (можно просто отправить смс).

2. Если ребенка забирает кто-то из незнакомых коллективу, например, бабушка-дедушка-подруга, тоже предупредить. Документов никаких не надо.

3. Принести kura vaatteet, резиновые сапоги, сменную одежду (пара футболок, штаны, колготки, носки и т.д.)

4. Можно (и нужно) принести любимую игрушку и соску, если это важно для ребенка.

5. Обратить внимание воспитателей на вкусовые пристрастия ребенка: например, Софья дома не пьет молоко, зато ест кефир, а в саду-наоборот. Я также сразу сказала, что если она плохо ест или вовсе отказывается от еды, то не надо заставлять.

6. Одевать ребенка удобно: я вот очень люблю платья, у Сони их много, но в садик в основном одеваю ей брючки-джинсы, она ведь постоянно там носится, ползает, лазает.

7. В пижаму детей на сон не переодевают: просто снимают верхний слой «одежды» и в постель, поэтому под кофточку я ей надеваю футболку, под штаны-колготки. Думаю, что летом будет спать просто в памперсе и футболке.

8. САМОСТОЯТЕЛЬНО подумать об уличной экипировке: лучше всего купить тонкую шапку-шлем под основную шапку, чтобы уши и шея были закрыты. В группе 15 детей и воспитатель не всегда может проследить, насколько качественно надета шапка, а так уж точно в уши не надует. Это же касается и перчаток, и теплых носков в сапоги.

9. На день рождения ребенка в нашем садике можно принести фрукты (бананы, яблоки, груши) и печенье. Есть дети с аллергией, поэтому домашнюю выпечку нельзя, т.к. воспитатель должен прочитать состав печенья.

10. Нужно подписать бумаги, в котрых разрешаешь/запрещаешь фотографировать ребенка и водить его в церковь (они там само собой не молятся, там часто бывают детские тусовки, а перед Рождеством поют для детей песни). По этой причине не могу сделать фото в садике: нужно собрать на это разрешение всех родителей.

Порой бывает, что ребенку надевают чужие варежки или кофточку, или не очень хорошо вымоют, или, например, неделю не могли найти Сонины варежки, пришлось купить новые (старые потом нашлись), но я не обращаю внимания на такие мелочи.

Через 2.5 месяца у нас состоялась беседа VASA, для нас пригласили переводчика. Воспитатель очень подробно рассказала, как развивается Софья, задавала много вопросов о ее поведении дома, вместе обсудили процесс приучения к горшку. Беседовали целый час, Анна еще раз напомнила, что все пожелания или вопросы обязательно говорить ей, чтобы совместно мы смогли сделать как можно лучше для развития ребенка.

Софья на удивление быстро осваивает финский язык: какие-то слова она и дома говорит по-фински, я это не пресекаю, хотя должно быть железное правило, что дома говорим только по-русски, но она пока еще маловата для этого. Анна сказала, что Соня понимает по-фински очень хорошо и никаких проблем в общении с ней не возникает.Выходит, что больше всех переживала за Софью я, а она довольно быстро привыкла к садику да и с языком потихоньку осваивается.

Подводя итоги, хочу заметить, что мне очень нравится позиция воспитателей: ни разу мне не сказали, что мой ребенок орет и мешает спать другим, что постоянно носят на руках (а первое время так и было), что нужно менять памперсы, т.к. на горшок она не ходит. Когда я благодарю за весь этот труд, они просто улыбаются и говорят: «Все ОК, это наша работа». Я не могу утверждать, что все детские сады именно такие, но наш мне очень нравится и я очень благодарна воспитателям за то, что они заботятся о моем ребенке и помогают ей адаптироваться во взрослом мире.

Общество и семья

Отношение к ребенку

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт.

В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам.

Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, хотя выращивание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

Семья

Полные семьи с обоими родителями составляют более 80% от общего числа семей с детьми, еще 17 % семей - неполные, как правило, это семьи без отцов (15%) .

При создании семьи, финны ориентируются на двух-трех детей.

Финские юноши предпочитают вступать в брак несколько позже: в 24-30 лет, наиболее предпочтителен возраст 25 лет и чуть старше. Финские девушки отдают предпочтение 26-28 годам.

Практически вся финская молодежь воспринимает неполные семьи, где ребенка воспитывает одна мать или один отец, как полноценные семьи и относится к ним позитивно.

Все финские девушки, собирающиеся создавать семью, настроены на партнерские отношения, что предполагает ответственность обоих супругов за материальное обеспечение семьи, воспитание детей, совместное участия в решении бытовых вопросов.

Финские молодые люди не склонны считать свое мнение непререкаемым в семье.

Основная проблема семьи в Финляндии, как считают студенты, состоит в том, что молодые люди сильно увлекаются карьерой, и на семью просто не остается времени.

В финской семье нет места ревности и подозрительности. Французские и итальянские комедии, в которых сюжет строится вокруг действительной или мнимой неверности, не вызывает у финнов даже улыбки.

Общество

В Финляндии все живут экономно. Скромность и экономия во всем - в дизайне, одежде, мебели. Особенно берегут и экономят тепло.

Финны склонны четко разделять работу и семью , личное и общее. По некоторым данным, многие финны склонны к замкнутости, настороженно относятся к попыткам эмоционального сближения, не любят скандалов.

Финны законопослушны до абсурда. Школьники здесь не списывают и не подсказывают. И, если увидят, что это делает кто-то другой, тут же скажут учителю.

Дошкольное воспитание

Детей в раннем детстве практически не воспитывают, позволяют "стоять на ушах". (По некоторым данным, запреты все таки есть, но я не нашел, в чем они заключаются) .

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Детское питание в садике бесплатное.

В обычные сады принимают еще и детей-инвалидов. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции.

Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всем необходимыми знаниям и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

Предполагается, что дети, существа талантливые, в дошкольном возрасте должны естественным путем усвоить оба языка .

Особенности системы образования

Все дети равны. Коммерцию в школу не пускают .

Школьные учебники, принадлежности – бесплатные.

Транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом.

В стране нет школьных инспекторов . Учителям принято доверять. Бумажная волокита сведена к минимуму.

Дети с дефицитом природных возможностей занимаются вместе со сверстниками , в общем коллективе.

Учителя, согласно принятым нормам, не вправе исключить или направить подопечного в другую школу.

Финны не применяют селекцию детей в девятилетней школе. Здесь с начала 1990-х годов решительно отказались от традиции сортировать учеников на группы (классы, потоки, учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям.

Учебный процесс

Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают.

Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.

Выпускные экзамены из школы необязательны . Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя.

Замечательная архитектура зданий, внешний и внутренний вид. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу».

Форма одежды свободная.

Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом.

Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу.

Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».

В Финляндии все дети , с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе . Ее представитель (а не воспитатель или классный руководитель) ежемесячно навещает подопечных дома и проводит своеобразный мониторинг семей - заносит в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы.

Учитель

Учитель здесь, как сотрудник сферы обслуживания. Финские дети к школе равнодушны, у них нет понятия "любимый учитель".

Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет (спокойно, читатель) 2 500 евро в месяц (учитель полного дня) . Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше.

Среди 120 000 школьных преподавателей страны нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

В конце учебного года всех учителей увольняют , и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту.

На одно место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место) , предпочтение отдается молодым . В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.

Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы.

Свою квалификацию учитель повышает самостоятельно , занимаясь самообразованием.

Принципы обучения в школе

На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем.

"Больше полезных знаний!" . Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.

Считается незазорным оставаться на второй год, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно.

В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог , который помогает ученикам определиться с будущим . Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами - добровольно.

В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

Главное, по мнению учителей, «мотивировать, а не заставлять учиться».

Один раз в месяц куратор рассылает родителям листок фиолетового цвета, в котором отражаются успехи ученика. Дневников у учеников нет.

Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагогов. И они получают ее в среднем по два-три раза в неделю. Каждый ребенок – индивидуально.

Принципы воспитания в школе

Если «проект», то, значит, вместе. Планируют, воплощают и обсуждают результат.

Школьники, директор и учителя, включая медсестру, едят вместе с нами. И точно так же, как и любой рядовой ученик, и мы, и директор убираем за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам.

Всех хвалят и поощряют. "Плохих" учеников нет.

Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ здешней педагогики.

Здоровье детей

Финны (взрослые и дети) любят пробежки. А также закаляться.

Здоровье детей психическое и физическое, а также социальные проблемы учеников - самые важные вопросы.

Культура, праздники и церемонии

Много на эту тему накопать не удалось. Праздники у финнов примерно те же, что и в других странах Европы. По некоторым данным, в конце учебного года финны устраивают большой праздник.

Периодически устраиваются празднования на работе. Семью на такие праздники приглашать не принято.

Прочее

Каждая диаспора имеет право взять в аренду помещение и организовать свой собственный садик, где малышам преподают родной язык.

Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний во всем мире.

Ссылки

Подробней www.psychologos.ru

Образовательная система

Сегодня трудно поверить, что финской системе образования меньше 50 лет. Именно в шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия стала формироваться система высшего и профессионального образования Финляндии. За эти полвека Финляндия прошла большой путь – ныне в государстве функционирует 29 университетов, из которых 10 специализированных (3 политехнических университета, 3 высших экономических заведений и 4 художественных) и столько же многофакультетных.

Хельсинксий Университет - старейший и крупнейший университет в Финляндии. Основан в городе Турку в 1640 году как Королевская академия в Турку. В университете обучается около 38 000 студентов

Дошкольное образование

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания.

В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное? платное.

Детские садики

Семейные

Интересно, что оплата везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная? 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет.

А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Семейные детсады

Есть в таких садиках и определенные условия, которые должны быть соблюдены: -на одного взрослого приходится не более 4-х детей до трех лет; -должны быть организованы спальные места, место для игр, приема пищи; -питание может быть привозным (есть специальные службы по организации питания) , либо хозяйка готовит сама или нанимает для этого повара.

Образовательные программы

Единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.

Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены) . Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

Основное образование

Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16-17. Государство гарантирует бесплатное основное образование.

Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский) . В 7 классе начинается изучение обязательного шведского. Детям иммигрантов может преподаваться также их родной язык, если в группу наберется не менее 4 учеников.

При необходимости для ученика могут быть организованы дополнительные занятия, например, по финскому языку, если он не родной.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках "Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся" (PISA) . В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом "конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Особенности школьного образования

Как правило, ребенок ходит в ближайшую к дому школу. Учеба для всех бесплатная. Школа оплачивает учебники, ручки, школьные завтраки, а если школа находится далеко от дома, то и проезд.

Обычно в классах по 20 - 30 учащихся.

Учебный год длится с августа по май и насчитывает 190 учебных дней. Осеннее полугодие заканчивается в декабре рождественской елкой, на которой учащимся вручаются табели с отметками.

Весеннее полугодие заканчивается в конце мая весенним праздником, где ученики снова получают табели. В 1-ом, 2-ом и 3-ем классах выставляются не баллы, а оценки-термины. В последующих классах ученикам выставляются баллы от 4 до 10. В школе бывают каникулы: летние (примерно 2,5 месяца) , осенние (5 дней в сентябре-октябре) , рождественские , а также лыжные (5 дней в феврале-марте) .

Лишь на третьей ступени образования фины имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся) . Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен.

Международная система классификации образования по ступеням (МСКО) .

Образование, предшествующее первой ступени (0 ступень МСКО) , которое обеспечивает воспитание детей, еще не достигших того возраста, когда они могут поступить в школу первой ступени (например, в яслях, детских садах) .

Образование 1 и 2 ступени МСКО, главной функцией которого является обеспечение базовых элементов образования (например, в начальной школе и в младших классах средних школ) .

Образование 3 и 4 ступени МСКО, обеспечиваемое в средних и старших классах в средних школах, педагогических училищах на этой ступени, школах профессионального или технического характера. Эта ступень образования обеспечивает общую и/или специализированную подготовку.

Образование 5 и 6 ступени МСКО, которое обеспечивается в университетах, педагогических колледжах, высших профессиональных школах и для доступа к которому требуются как минимум успешное завершение образования четвертой ступени МСКО или свидетельство о приобретении эквивалентного уровня знаний.

Заключение

Финская образовательная система состоит из девятилетнего начального образования (общеобразовательная школа) , которому может предшествовать один год добровольного дошкольного образования, среднего образования, включая профессиональное и общее образование, а также высшего образования, предоставляемого университетами прикладных наук и университетами.

Образование для взрослых доступно в любом возрасте и на любом уровне.

Источники:

Дошкольное образование в Финляндии

Ясли и детские сады играют важную роль в системе образования государства. В них воспитатели активно занимаются с детьми, обучают основам дошкольных дисциплин, учат взаимодействовать друг с другом и находиться в коллективе сверстников. В ясли детей принимают уже с 9 месяцев.

Примечательно, что дошкольное образование в стране - платное. На выбор родителям предлагается определить ребенка в муниципальный, семейный или частный сад. Стоимость яслей или детского сада варьируется от 23 до 254 евро в месяц.

Группы в садах маленькие, так как по закону 1 воспитатель может контролировать максимум четверых детей. Если государство не смогло обеспечить ребенку место в детском саду, родителям компенсируется денежная сумма для того, чтобы кто-то из родителей мог заниматься с ребенком дома.

За год до начала школьной жизни (в 6 лет) ребенок должен пройти курс подготовки к школе. Обучение проходит бесплатно.

Школьное обучение

Главная особенность системы образования в этой стране - это доступность и универсальность (нет элитных школ или классов, программа обучения унифицированная) . Выбирать конкретную школу для ребенка долгое время было запрещено, и хотя запрет снят, сейчас родители чаще выбирают те же местные школы. Основные особенности школьной системы образования:

  • обучение бесплатное;
  • система оценивания от 4 до 10 баллов;
  • ни одна дисциплина в программе не выделяется;
  • здания школ проектируются в соответствии с пожеланиями учеников;
  • в классе работают два учителя.

Вектор обучения направлен не на оценку знаний, а на детальную проработку материала и донесение его до каждого ученика. Если ребенок не понял урок, значит это вина учителя.

Старшая школа или профессиональное ориентирование

Это последняя ступень обязательного образования. У выпускников школ есть возможность выбрать, куда дальше они пойдут учиться:

  • в гимназию (строгие требования к знаниям, ведется подготовка к поступлению в ВУЗ) ;
  • в профессионально-техническое учреждение (часто это завершающее звено в процессе обучения перед началом трудовой деятельности) .

Кому сейчас не нужен английский язык? Этот вопрос многим покажется странным. А еще и довольно болезненным он станет для тех людей, кто полностью погружен в работу и не может уделить достаточно времени учебе.

Об образовании в Чехии читаем в этой статье.

Образование в Финляндии на этом этапе также осуществляется абсолютно бесплатно, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. По статистике, только треть выпускников гимназий и профессионально-технических заведений продолжают обучение в ВУЗах.

После окончания гимназии сдается экзамен, по результатам которого выдается «Аттестат зрелости». Выпускники профессионально-технических центров также могут его получить, но после прохождения дополнительных курсов.

Получение высшего образования в Финляндии

Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. Обучение возможно на бесплатной основе. Есть как государственные, так и частные ВУЗы.

Последние преимущественно имеют религиозный и философский профиль обучения. Обучение чаще всего ведется на шведском или финском языке. На некоторых курсах лекции читаются на английском.

В университетах студенты получают углубленные академические и научные знания в теоретическом аспекте. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Степени высшего образования в обоих заведениях идентичны, но отличаются в качественном плане.

Так диплом бакалавра после университета ценится выше, чем после окончания политехникума. Если выпускник бакалавриата решает продолжить обучение в магистратуре университета, ему необходимо пройти курсы повышения уровня знаний. Магистратура политехникума доступна для выпускников бакалавриата после получения трехлетнего стажа работы по специальности.

Европейское образование в Чехии не следует считать только престижным словосочетанием или видеть в нем возможность увидеть другие страны. Это шанс реализовать себя, стать частью крупной успешной компании.

О Венском экономическом университете читаем в этой статье.

Финское высшее образование славится качеством и фундаментальностью. Оно позволяет успешно начать профессиональную деятельность уже в первые годы после завершения ВУЗа.

Образование для русских и других иностранных студентов

Обучение для иностранных граждан также возможно на бесплатной основе. Хотя в последние годы все чаще в правительстве звучат призывы ввести оплату за обучение для студентов не из Евросоюза.

Критерии для поступления в финский ВУЗ могут отличаться в зависимости от заведения, но в общем виде они выглядят так:

Критерий

Подробней inostudent.ru

Детские сады Финляндии

Муниципальный, семейный или частный детский сад? Сколько стоит отдать ребенка в детский сад, и как как в них проходят дни?

В садиках дети рисуют, ходят в лес, пекут хлеб, раскрашивают, лепят, слушают сказки и смотрят спектакли.

В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Интересно, что оплата везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи.

Есть ли места в саду?

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет. Когда родитель после декрета решает выйти на работу, то государство, по закону, предоставляет его малышу место в детском саду.

Но иногда, как и в России, с местами в саду «напряженка». Такая ситуациявстречается в крупных городах – Хельсинки, Тампере или Турку. Тогда местные муниципальные власти идут на всяческие уловки.

Например, ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительные 500 евро семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома.

Финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз. Фото: Анна Лиукко

Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок.

В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные. Для родителей, работающих посменно, по ночам и выходным предусмотрены специальные сады.

Оплата за посещения садика зависит от доходов семьи. Скажем, если доход семьи высокий, то родители платят из своего кармана не больше 283 евро ежемесячно. Если у семьи маленькие доходы, то соответственно эта сумма меньше.Минимальная плата за садик малоимущих семей – 26 евро в месяц.

В Суоми нет плохой погоды

На каждого воспитателя детского сада, по закону, приходится по 4 ребенка. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя – привычное дело.В 6-летнем возрасте дошколят бесплатно готовят к школе.

В Финляндии обязательны разнообразные походы с детьми. То они отправляются в лес, любоваться природой, то идут в библиотеку полистать и почитать сказки. Тогда на них надевают светоотражающие жилеты и ставят в пары: дети ужасно довольны.

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой.«Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», - гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз.

Осенью и весной на детей надевают непромокаемые куртки и штаны. Зимой – наряжают в шерстяные шапки-шлемы и теплые финские комбинезоны. Финляндия– северная страна, а, значит, подрастающее поколение с детства закаляют и приучают к суровой финской природе.

Частный садик

Разрешение на открытие частного детского сада дают местные муниципалитеты, которые впоследствии и следят за их деятельностью. Например, в городе Коувола вот уже почти 28 лет работает частный сад Вальдорфской педагогики, созданный инициативной группой приверженцев учения Рудольфа Штайнера и одобренный местными властями.

«Сейчас наш садик посещают около 30 детей», – рассказывает дошкольный педагог и директор дошкольного учреждения «Рассвет» Пия Малминен.

« Для нас важно создать теплую атмосферу, в которой ребенок чувствовал себя под защитой, спокойно и уверенно. К этому располагает постоянный распорядок недели.

По понедельникам дети идут в лес, во вторник – пекут хлеб, в среду – рисуют, в четверг – раскрашивают, а в пятницу – лепят или смотрят сказку кукольного театра. Кроме того, в деятельность детсада вовлечены родители. Они своими усилиями ремонтируют детскую площадку, поочередно стирают белье общего пользования и принимают самое активное участие в подготовке праздников для детей».

Время от времени представители социальных служб города проверяют деятельность частных детсадов, и дают советы по улучшению их работы.

В садик – со своим котом

В городе Коувола работает частный сад вальдорфской педагогики, созданный инициативной группой приверженцев учения Рудольфа Штайнера. Фото: Анна Лиукко

Система семейного детсада очень популярна в Финляндии, а должность «домашней мамы», т.е. воспитательницы – почетна. Очень часто дети, посещавшие такой садик, на протяжении всей жизни шлют поздравительные открытки своей «второй маме».

«По образованию я – младшая медсестра», делится 43-летняя Гунилла Симонс. «В нашем муниципалитете не хватало детских мест. Мне предложили организовать семейный детский садик. Я согласилась, потому что эта работа очень подходила мне: сын был младшеклассником и рано приходил из школы. Теперь уже прошло больше десяти лет, а днем у нас по-прежнему полно детей, с которыми играют и сын, и муж».

По закону, одна «домашняя мама» может присматривать только за четырьмя детьми. Их в таком саду (как правило, это просторный собственный дом) может быть и больше, но тогда малышей приводят по очереди. При этом воспитанниками садика не могут быть дети «домашней мамы».

Семейный детсад почти как родной дом. Например, одна подопечная Гуниллы упорно не желалаприходить в сад без своего кота. Вопрос решился просто: воспитатель разрешила девочке приносить к ней своего любимца.

К тому же дети не только играют, но и немного помогают «домашней маме»: все дружно выносят мусор, замешивают тесто или чистят картошку. В таком саду нет жесткого расписания, что очень удобно для родителей.

«Мои воспитанники – мои соседи, и часто называют меня тетей», говорит Гунилла. «Некоторых приводят рано утром, и тогда эти малыши могут спокойно «доспать» на диване, пока не придут другие ребята. Часто родители звонят и сообщают, что они задержатся, и тогда ребенок остается у меня до позднего вечера. А иногда дети и вовсе ночуют у меня, если родителям надо куда-то отлучиться».

Родители платят за посещение семейного садика муниципалитету, который, в свою очередь, платит зарплату «домашней маме». На часть этих денег оборудуется детская площадка, закупаются игрушки и продукты для малышей.

Текст: Анна Лиукко; обновлено в августе 2015 г.