Реформирование пенсионного фонда в году. Пенсионная реформа в россии. Индексация пенсий после реформы

Еще в начале весны этого года стала известна новость о том, что пенсионная реформа следующего года полностью изменит действующую систему начисления пенсий в России. Начиная с 1 января 2016 года, в силу вступит новый алгоритм начисления выплат, и хотя множество пунктов в грядущей структуре знакомы тем россиянам, которые вышли на пенсию в этом году, в остальном реформа остается совершенно инновационной. К чему приведут подобные изменения, и как они отразятся на экономике страны? Что изменится в расчете обеспечения?

Новая пенсионная система

Реформа, вступающая в силу в 2016 году, полностью отменяет привычную для всех граждан систему начисления в рублях. Отныне будущие пенсионеры будут рассчитывать свою пенсию в баллах – нормированной единице измерения пенсионного пособия. Накопительная система баллов высчитывается для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от стажа и вредности работы.

Что входит в такую балльную систему? Сюда включают такие пункты:

  • заработная плата. Во избежание неофициального трудоустройства, правительство будет начислять баллы каждому работоспособному жителю страны за официальную работу. То есть если вы до сих пор получаете зарплату «в конвертах», и она не облагается фиксированным налогом, то и баллов вы не увидите;
  • рабочий период. Пенсионная реформа, вступающая в силу в 2016 году, предусматривает прямую зависимость от стажа работы и рабочего периода. Чем больше работаете – тем больше будет пенсия;
  • возраст выхода на пенсию. Если гражданин РФ выходит на пенсию после установленных законом 60 лет, каждый год последующей работы будет увеличивать его пенсионное пособие, то есть у работающих пенсионеров есть реальный шанс получить больше баллов;
  • нерабочие периоды. Отдельно будет проводиться учет, при котором граждане, состоящие на обязательной службе в силовых структурах, МВД, в декретных отпусках до 18 месяцев или отпусках в связи с наличием ребенка инвалида и так далее, будут получать баллы за такие вынужденные «прогулы».

Вслед за нововведенной пенсионной реформой, был издан закон «О страховых пенсиях», в котором предусматривается фиксированный коэффициент для перевода балов в рубли. В 2015 году фиксированный коэффициент составлял 64,1 рубля за 1 пенсионный балл. Какова будет стоимость 1 балла в 2016 году, станет известно после переиндексации ИПК. Индивидуальный пенсионный коэффициент – единица, которую рассчитывают на основании доходов Пенсионного фонда за прошлый год.

Структура пенсионной реформы 2016

В 2016 году пенсия каждого трудящегося гражданина Российской Федерации будет складываться из двух частей:

  1. Накопительная включает все пенсионные отчисления, поделенные на фиксированную единицу, указанную в законодательстве РФ.
  2. Страховая – основная часть пенсионных выплат, рассчитанная исходя из поступающих налогов. При расчете будет включаться трудовой стаж с минимальным сроком 15 лет, размеры фиксированного налога и т. д.

Хотя пенсионная реформа начнет действовать только в 2016 году, под полные изменения пенсионного закона попадут те люди, которые начали работать в этом году и далее. Другие граждане РФ будут получать пересчитанную пенсию. Изменения пенсионных начислений не будут изменены лишь для трех групп жителей России:

  • пенсионеры, достигшие 80-ти лет;
  • пенсионеры, живущие на территории Крайнего Севера;
  • инвалиды первой группы.

Реформа затронет всех граждан без исключений. Новый вид расчета будет работать на все виды пенсии, начиная от пенсии по выслуге лет, пенсии по старосте и заканчивая пенсиями для инвалидов и потерявших кормильца. Для получения выплат двум последним группам понадобится запись в трудовой книге с хотя бы одним рабочим днем. А для третьей группы пенсионеров будут действовать специальные повышенные коэффициенты, позволяющие им, как и ранее, выходить на пенсию ранее положенного срока.

Пенсионная реформа в 2016 году: новости

Изменения в новой пенсионной реформе грядущего 2016 года запрещают одновременную выплату пенсий и рабочую деятельность. Отныне все пенсионеры должны выбирать между пенсионным пособием и заработной платой. Но реформа создана таким образом, что за каждый год работы после пенсионного возраста, человек может повысить свою выплату на 17%. Такие нововведения должны подталкивать будущих пенсионеров на большую продолжительность работы, и позднему уходу на пенсии.

Минусы пенсионной реформы

Несмотря на все положительные стороны нового законопроекта, который, безусловно, будет полезным для бюджета страны и продвижения официального трудоустройства, в нем тоже присутствуют значительные минусы, что отобразятся на большей части населения РФ:

  1. После вступления в силу новой реформы, большая часть населения, а точнее, неофициальных рабочих, не смогут получать полную пенсию. По данным опроса, на 2015 год в России более 50% людей работают на неофициальных работах, а для получения пенсии нужен стаж свыше 20 лет.
  2. Невыгодной окажется реформа и для тех пенсионеров, которые работают на данный момент. Ведь, чтобы поднять свой коэффициент выплат им придется вновь устроиться на работу, а все мы понимаем, что в возрасте 55-60 лет это практически нереально.
  3. Отныне пенсионеры не смогут сами рассчитывать свое пособие.
  4. Минимальный стаж работы для получения базовых выплат увеличивается втрое (не сразу, но такие перемены вступят в силу буквально последующие 15 лет).

Министр финансов России Антон Силуанов озвучил сроки пенсионной реформы, предусматривающей переход на индивидуальную накопительную модель и презентованной Минфином и ЦБ в конце сентября прошлого года. Глава Минфина полагает, что эту реформу необходимо реализовывать после президентских выборов - с 2019 года.

«Наши предложения более правильно реализовывать после 2018 года, наверное, с 2019 года. То, что такие меры назрели, - это очевидно», - сообщил министр

Силуанов пояснил, что переход на индивидуальный пенсионный капитал отложен потому, что необходимо «увязать эту реформу с предложениями по налоговой системе».

«Тогда у нас появятся налоговые преференции для тех, кто будет участвовать в системе добровольного накопления на пенсию», - указал глава Минфина.

По словам Силуанова, налоговые стимулы будут предложены и предприятиям, и гражданам.

Материалы по теме

«Предложения по налогам и предложения по индивидуальным накопительным счетам готовятся параллельно», - отметил министр.

Минфин и ЦБ 23 сентября 2016 года представили новую реформу российской пенсионной системы, предполагающую, что граждане сами должны создавать условия для формирования своей достойной пенсии - индивидуальный пенсионный капитал. В обязательную страховую часть пенсии ведомства предлагают направлять отчисления в размере 22%, для добровольной накопительной части пенсии предусмотрен дополнительный тариф до 6%. Государство, по задумке авторов реформы, будет выступать гарантом накоплений. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что система добровольного пенсионного накопления позволит обеспечить пенсии среднему классу.

26 сентября «Красная Линия», оценивая предложения Минфина и ЦБ, сообщала, что (50-60 тыс. рублей), при этом льгот, которые обещают власти, не хватит, чтобы заинтересовать население с меньшим достатком.

По мнению экспертов, новая пенсионная реформа - всего лишь завуалированная форма повышения налогов и латания бюджетных дыр. Работать новая система не будет: у абсолютного большинства работающих россиян просто нет денег для их добровольного вложения в будущую пенсию. Экс-министр финансов Алексей Кудрин напомнил, что сейчас нет возможности откладывать деньги у 60% населения, так как весь доход они тратят на текущие нужды.

В октябре эксперты аналитического центра НАФИ представили доклад , в котором говорится, что предложенная схема в перспективе приведет к серьезным проблемам, причем не только в пенсионной сфере, но и с бюджетом в целом.

Пенсионная реформа 2016 года предполагает огромное количество нововведений, внедрение которых началось уже достаточно давно. С текущего года расчет пенсий по всей стране будет проводиться по совершенно новой системе. Суть пенсионной реформы заключается в том, что расчет будет вестись не в рублях за трудовые годы, а в специальных «пенсионных баллах», которые потом по средствам конвертации по определенному курсу будут переводиться в денежный эквивалент.

Каждый балл будет начисляться исходя из таких показателей, как:

  • уровень заработной платы;
  • трудовой стаж;
  • возраст выхода на пенсию;
  • отчисление средств на накопительную часть пенсии.

Пенсия с 2016 года разделиться на два вида: накопительная и страховая. Накопительная часть будет рассчитываться из той суммы, которая получилась в итоге за все трудовые годы пенсионных отчислений. Общую сумму затем поделят на определенный промежуток времени, когда граждане работали.

Страховая часть пенсии будет рассчитываться из фиксированных выплат граждан, которые перечислялись в пенсионные фонды, как государственные, так и частные. При этом страховой стаж должен составлять не менее пятнадцати лет.

Факторы, влияющие на начисление «пенсионных баллов»

Прежде всего, на начисление баллов влияет период, когда сам гражданин совершал отчисления в пенсионный фонд, то есть формировал свою страховую часть пенсии. Чем больше страховой стаж, тем больше в итоге будет размер пенсий в 2016 году.

Следующий важный фактор – размер реальной заработной платы. Как известно, работодатель производит небольшие отчисления в пенсионный фонд с каждой заработной платы своего работника. Из этих средств в последующем будет сформирована накопительная часть пенсий граждан. Поэтому зарплаты «в конвертах» или скрытие своих доходов будут абсолютно невыгодными для населения.

По условиям пенсионной реформы 2016 года, чем позже трудящийся гражданин выйдет на пенсию, тем больше будет ее размер. В этом случае коэффициент сотрудника будет увеличиваться, и начислятся дополнительные пенсионные баллы, из которых, как уже говорилось выше, и будет формироваться размер пенсии.

При этом, безусловно, будут учитываться такие периоды в жизни каждого человека, как отпуск, декрет, прохождение службы. По пенсионной реформе 2016 года за перечисленные периоды также будут начисляться определенные баллы.

Категории людей, попадающие под новый расчет пенсии 2016 года

Все граждане Российской Федерации, устраивающиеся на работу, начиная с 1 января 2015 года, автоматически попадают под категорию людей, для которых пенсия будет рассчитываться по новой формуле. Для тех граждан, кто уже работает или получает пенсию, будут произведены специальные перерасчеты.

Новая формула расчета будет распространяться и на льготные пенсии, то есть пенсии по инвалидности, пенсии при потере кормильца, пенсии сирот и т.д. По новым правилам для получения данных пенсий будет вводиться одно единственное правило – это стаж, который должен составлять не менее одного рабочего дня.

Новая пенсионная реформа 2016 года не коснется тех категорий граждан, которые полностью находятся на обеспечении государства, а именно:

  • жители регионов Крайнего севера;
  • инвалиды первой группы;
  • граждане, чей возраст превысил восемьдесят лет.

По последним новостям для граждан России, чей трудовой стаж на момент 2015-2016 годов превысит сорок лет, при перерасчете пенсий по новой формуле должны получить прибавку в размере 600-700 рублей.

Работа или пенсия?

Важным нововведением пенсионной реформы 2016 года является тот факт, что та категория граждан, которая одновременно работает и выходит на пенсию вынуждена будет выбрать что-то одно. Если человек достиг пенсионного возраста, но не собирается увольняться и выходить на пенсию, то ему будут дополнительно начисляться пенсионные баллы. При этом будет увеличиваться и размер накопительной части.

Таким образом, государство хочет повысить стимул к работе пенсионеров и избежать вынужденных мер по повышению пенсионного возраста. То есть на сегодняшний момент не стоит опасаться завышения планки пенсионного возраста.

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РФ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Евдокимова Юлия Викторовна
Российский государственный социальный университет
кандидат философских наук, доцент


Аннотация
В статье рассмотрены проблемы дефицита средств Пенсионного фонда РФ, направления пенсионной реформы в 2016-2017 году. Дан обзор ожидаемых мероприятий по оптимизации пенсионной системы в 2017 году.

PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION: MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF THEIR DECISION

Evdokimova Julia Viktorovna
Russian state social university
candidate of philosophical sciences, associate professor


Abstract
In article problems of deficit of means of the Pension Fund of the Russian Federation, the direction of pension reform in 2016-2017 are considered. The overview of the expected actions for optimization of the pension system in 2017 is this.

Проводимая в России пенсионная реформа во многом «пострадала» в результате затяжного экономико-политического кризиса последних лет. Согласно проекту федерального закона о бюджете Пенсионного фонда РФ, прогнозируемый дефицит бюджета Пенсионного фонда России в 2017 году составит порядка 181,7 миллиарда руб. . Планируемые позитивные изменения по обеспечению достижения коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% видимо, пока еще останутся планами.

Аналитический центр НАФИ отмечает, что проблема дефицита Пенсионного фонда РФ определяется не столько недостаточными взносами, сколько другими причинами. К ним отнесены высокая доля неформальной и теневой занятости, безработица, а также низкий уровень заработных плат. Таким образом, пенсионная система не получает достаточного объема взносов для обеспечения приемлемого уровня выплат пенсионерам. Также увеличивается количество людей с доходами ниже прожиточного минимума, сокращается доля населения трудоспособного возраста. Выделяется большой объем льгот по уплате взносов для ряда отраслей и регионов, что также увеличивает проблемы финансовой обеспеченности Пенсионного фонда РФ.

Рассмотрим мероприятия, проводимые и планируемые сегодня государством с целями повышения устойчивости пенсионной системы.

1. Произойдет последовательное постепенное повышение пенсионного возраста до 65 лет. Согласно законодательным изменениям, с января 2017 года уже повышается пенсионный возраст для отдельных категорий граждан. Данные изменения коснутся государственных служащих федерального, регионального и муниципального уровня, а также лиц, занимающих политические посты. Для женщин достижение пенсионного возраста установлено в возрасте 63 лет, для мужчин – в возрасте 65 лет. Повышен предельный возраст пребывания на рабочем месте, для руководителей высшего звена – до 70 лет, иных лиц – до 65 лет. Минимальный трудовой стажа данных категорий граждан должен составить не менее 20 лет .

2. Запланировано увеличение стажа для тех категорий работников, которые выходят на пенсию раньше общего срока.

3. Предусмотрено введение единого тарифа социального страхования.

4. Планируется отмена обязательности накопительной пенсии. Вводится понятие индивидуального пенсионного капитала.

5. В силу недостаточности пенсионных средств, уменьшение индексации пенсий.

6. Ужесточение условий выплат пенсий для работающих пенсионеров .

В 2016 году было принято решение об отмене индексирования пособия пенсионерам, состоящим в трудовых отношениях. С 2014 года заморожена накопительная часть пенсии.

Создание накопительной части пенсионного накопления не оправдало себя, как, впрочем, и пенсионная реформа в целом. Основными целями совершенствования системы пенсионного страхования граждан являются финансовая устойчивость пенсионной системы на долгосрочной основе и обеспечение приемлемого уровня пенсионных начислений. Однако, в силу кризисных явлений, происходящих в России уже на протяжении нескольких лет, достижение поставленных целей рассредотачивается во времени, и внедряемые антикризисные мероприятия на сегодня не способны решить имеющиеся проблемы и осуществить поставленные цели.


Библиографический список

  1. Дефицит Пенсионного фонда в 2017 году составит порядка 181,7 млрд. рублей // Официальный сайт агентства РИА[Электронный ресурс] Режим доступа: Новости (

Номинальное правительство Дмитрия Медведева, потрепанное кризисом как парус в океане, инициирует изменение правил игры. Очередная пенсионная реформа 2016 начинается. Пока с оживленной переписки между Минфином, Министерством труда и правительством. Но уже из первых сообщений становится абсолютно ясна - аллигаторская сущность этой реформы.

Пенсионная реформа 2016, ужесточение поборов

Самое первое и главное - как собрать деньги с предприятий и частных лиц. На этот раз функцию изъятия части средств, идущих на оплату труда россиян, предполагается передать налоговой службе. Считается, что у этого ведомства - более широкий инструментарий по обработке плательщиков и воздействию на них.

При этом отменяются верхние пределы, то есть та максимальная сумма, с которой уплачиваются взносы в пенсионную систему. Существующие сегодня максимальные значения имели самый что ни на есть простой и логичный смысл: так как размер выплачиваемых пенсий все равно ограничен, то это справедливо - не брать с людей больше определенного процента от того, что они в дальнейшем получат.

Во всем мире именно так и устроены пенсионные системы. И даже более того: во многих странах считается, что государство должно задумываться о пенсиях для людей с доходом до определенного предела. А далее люди уже достаточно богаты и значит, опытны, чтобы подумать о своем будущем самостоятельно.

Обсуждаемая пенсионная реформа 2016 подразумевает, что взносы в российский Пенсионный фонд будут выплачиваться со всей суммы, а не до определенного предела. То есть что-то - в счет будущей пенсии. А все, что сверху - в подарок действующим властям.

Пенсионный возраст после реформы

По плану, пенсионный возраст должен быть увеличен до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Чтобы никому обидно не было, все должны работать до самой средней статистической смерти.

Повышение пенсионного возраста должно пройти поэтапно, с последовательным добавлением каждые 6-12 месяцев. Изменения коснутся и госслужащих.

При этом пенсионная реформа 2016 совершенно не учитывает реальное экономическое положение в стране. Это только кажется, что изменения коснутся тех, кто должен был бы завершить свою трудовую карьеру. В действительности пострадают все.

Ни для кого не секрет, что чем старше становится человек, тем ему сложнее найти достойную работу. На очень и очень многие позиции предприниматели предпочитают нанимать сотрудников до 30-35 лет. А к 45-50 годам найти подходящую вакансию для многих становится проблематичным. Скорее всего, люди в возрасте от 55 до 65 лет заранее окажутся обречены на то, чтобы пополнить ряды безработных.

Сегодня процент безработицы, и без всякой пенсионной реформы, официально достиг 6%. Однако это лишь вершина айсберга. На самом деле, система учета трудовых ресурсов устроена таким образом, что регистрация в качестве безработного - последнее, что делают граждане, лишившись возможности трудиться. Центры занятости - это своего рода классические бюрократические структуры. А размеры пособия такие, что их хватает на одну вторую среднего похода в магазин за продуктами один раз в месяц.

Как только ряды формально трудоспособных граждан в возрасте до 65 лет пополнят рынок, это неминуемо приведет к снижению всех зарплат - просто исходя из простейшего и всем известного закона экономики о спросе и предложении.

Кроме того, руководителям предприятий станет еще проще задерживать зарплаты: какой смысл платить вовремя, если на место уволенного сотрудника претендует бесчисленное множество вынужденно менее требовательных людей постарше?..

Индексация пенсий после реформы

В этом году до сегодняшнего дня индексация пенсий была произведена на 4% при 15% инфляции. Таким образом, фактически выплаты самой незащищенной части населения сократились на 11%.

Данные о том, что доходы в стране в среднем за год сократились меньше этой цифры, говорят лишь об обобщенном показателе, в который включаются не только те, кто работает от зари до заката или получает пособия, но и менеджмент госкорпораций, депутаты и прочие более важные, с их собственной точки зрения, для страны люди.

Но и эти жалкие четыре процента действующей власти кажутся слишком щедрым подарком. С 2017 года пенсионная реформа предполагает изменить порядок индексации пенсий. Наверное, не очень сложно догадаться, в какую сторону и в чью пользу это будет сделано.

Пенсионная реформа 2016 и работающие пенсионеры

Как в эпоху позднего социализма, если кто-то помнит, в результате пенсионной реформы 2016 предполагается отказаться от выплат работающим пенсионерам. По крайней мере - в размере обязательной части пенсий.

Действительно, зачем людям давать то, что они заработали, если у них и так есть, на что не умереть с голоду?

В особенности пенсионная реформа 2016 должна коснуться тех, кто завершает свой трудовой путь раньше других - потому что занят на вредном производстве. Если такой гражданин работает на том же месте сверх отведенного минимального срока, то денег до достижения общепринятого пенсионного возраста он не получит.

Как правило, за вредность льготы просто так не предоставляются никому. В России немало химических производств, отраслей промышленности и даже целых моногородов, живущих и работающих в условиях, которые во всем цивилизованном мире вообще запрещены.

Так, например, приходит на память один многих в нашей стране районных центров, производящих невостребованный в развитых странах асбест. Смертность от рака легких среди местного населения достигает в итоге примерно ста процентов, причем как раз задолго до официальной пенсии. Именно на этих людях предполагается сэкономить пенсионные деньги. Все равно они никуда не денутся - ехать из своего моногорода им попросту некуда, их копеечной зарплаты за всю жизнь все равно никогда не хватит на то, чтобы перебраться в другой регион.

Параллельно планируется отменить льготы для тех, кто работает в государственных структурах: учителей, врачей, и так далее. В действительности, для них ранний выход на пенсию был частью предлагаемого контракта. Но в условиях кризиса и безработицы - к чему нужны дополнительные стимулы?

Пенсионная реформа 2016 года: накопительная часть

Правительство предлагает отказаться от накопительной части пенсии вообще. Причем это не значит, что не надо будет платить взносы, а то, что уже внесено в систему, должно вернуться людям. Пенсионная реформа 2016 предполагает, что весь сегодняшний общий процент от фонда заработка будет направлен в солидарную часть, в общий фонд.

Стоит отметить, что на самом деле, в последние три года эти деньги так и так были уже изъяты действующей властью на свои цели. Они уже упали бомбами в Сирии, улетели в космос с нового космодрома, не достроились мостом в Крыму, и прочее. Так зачем утверждать непопулярное решение каждый раз, когда можно присвоить все одним новым законом сразу?

Неужели без накопительной части? Хочет ли правительство убить окончательно относительно молодое направление инвестиционного бизнеса - негосударственную пенсионную систему и фонды? Ничуть не бывало. Но взносы в нее будут делать - сверх, подчеркиваем, сверх тех затрат, которые и без того несут работодатели, а значит, и сотрудники, при каждом начислении заработка.

Сделать это предполагается, как говорят СМИ, в «квазидобровольном» порядке. А плательщиками, судя по всему, на этот раз станут сами работники. За это планируется посулить некие льготы - вывести такие взносы из под налога на доходы с физических лиц и предложить прочие мелкие поблажки.

Выводы о пенсионной реформе 2016 года

Пенсионная реформа 2016 года не соответствует главному принципу: справедливости. Пенсия должна зависеть от того, сколько каждый гражданин внес в систему, какой сделал личный вклад в экономическое развитие нашего общества.

Предлагаемые изменения не отвечают этой задаче полностью. В действительности, пенсионная реформа 2016 нацелена на решение всего двух задач: во-первых, снизить расходы государства на выплаты тем гражданам, деньги которых оно уже присвоило. А во-вторых, продолжать обирать страну и распоряжаться средствами россиян, направляя выручку на свои собственные сомнительные затеи.

Однако в том виде, в каком власть затеяла реформу, есть и один единственный положительный момент. Нет сомнения, что преобразования не будут популярными. А значит, действующая политическая система еще на один шаг приближает свой бесславный конец. По крайней мере, пенсионная реформа 2016 лишит их поддержке еще одной части избирателей: всего старшего поколения.

Не удивительно, что сегодняшняя государственная элита не в состоянии оценить реальные последствия предстоящей пенсионной реформы. Они думают, что наблюдать за результатами предстоит - из своих дворцов. Но большой вопрос, удастся ли им сохранить власть, а то и свободу — после такой реформы.